О клубе Активный отдых в Карелии О Карелии Спортивный туризм Размещение Главная

◊  Отчеты о походах
◊  Методические материалы
◊  Снаряжение для походов
◊  Статьи о путешествиях
◊  Подготовка кадров спортивного туризма

 
Отчет о походе
Карта сайта

Отчеты о походах

Отчет о пешем походе 2-й категории сложности
по Южной Карелии (Питкярантский район)
(ноябрь 2009 год)

Информация по маршруту путешествия:
  • Вид туризма - пеший;
  • Категория сложности похода - вторая;
  • Район проведения похода - Карелия (Питкярантский район);
  • Протяженность активной части маршрута - 124 км;
  • Общая продолжительность - 8 дней;
  • Количество ходовых дней - 8;
  • Срок проведения - 31.10.- 07.11.2009г.

Нитка маршрута: (заезд на автомашине из г.Петрозаводск) автодорога: Пряжа - Сортавала "Голубая дорога"– оз.Андронино – водопад "Белые мосты" – автодорога: Питкяранта - Суоярви – Сюскуярви – оз. Сюксюярви – оз.Сяркилампи – р.Хяйняоя – оз.Плотина Мустаярви – лесная автодорога – оз.Котаярви – оз.Руокоярви – навесная переправа (2А) – оз.Сяксърви – автодорога: Пряжа – Сортавала "Голубая дорога" – лесная автодорога – оз. Херойлампи – р. Укса (2Б) – автодорога – оз.Ваквалампи – р.Тулема – п.Салми – п.Ряймяля – г.Петрозаводск.
Руководитель похода: Серегин Андрей Генрихович

Список участников:

Фамилия, имя, отчество Дата рождения Адрес Должность
1 Серегин Андрей Генрихович 01.10.57. г.Петрозаводск Руководитель
2 Щетинкина Надежда Олеговна 03.12.1991 г.Петрозаводск Зам.руководителя
3 Филимонов Николай Николаевич 24.08.1994 с.Кончезеро Реммастер
4 Сапожникова Анна Михайловна 04.02.1993 г.Петрозаводск Врач
5 Кукличева Елизаета Олеговна 31.01.1993 г.Петрозаводск Завхоз
6 Степанова Аста Сергеевна 24.06.1992 г.Петрозаводск Дневниковед
7 Гусева Алёна Сергеевна 05.03.1994 с.Кончезеро Дневниковед
8 Антонов Никита Олегович 20.12.1993 п.Лендеры Участник
9 Лявкуев Андрей Михайлович 22.12.1992 п.Лендеры Реммастер
10 Протасов Алексей Олегович 21.11.1994 п.Лендеры Участник
11 Мельник Сергей Ростиславович 10.05.1993 п.Лендеры Участник
12 Горячев Кирилл Алексеевич 28.11.1992 п.Шуньга Участник
13 Докаев Аслан Мусаевич 26.06.1995 г.Химки Участник


Содержание отчета

Общая смысловая идея похода:
  • Организация активного отдыха учащихся школ республики в дни осенних каникул в виде проведения спортивного пешего похода второй категории сложности по Южной Карелии.
  • Рост спортивного мастерства школьной сборной команды Карелии в условиях межсезонья, подготовка к лыжному походу 3-й категории сложности на Кольском полуострове.
  • Осмотр водопадов Приладожья: водоската на реке озера Андронино, водопада "Белые мосты" (два рукава).
  • Осмотр исторического объекта – пограничный "Варашев камень" между Россией и Швецией (1618 г.).
  • Прохождение сложных категорийных локальных препятствий: навесной переправы через ручьи, переправа на катамаране через реку Укса.
  • Осмотр зоны боевых действий в районе озера Танковое.

Подъезды – группа выехала 31 октября в 11.00 часов на микроавтобусе с прицепом из города Петрозаводск.
Отъезд – обратно, из п.Ряймяля группа выехала 7 ноября в 11 часов на микроавтобусе с прицепом в город Петрозаводск (по пути следования совершён радиальный выход для осмотра "Варашего камня".

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:
В случае чрезвычайных обстоятельств выход с маршрута на автодорогу с дальнейшим следованием к ближайшему населённому пункту. Перечень дорог в случае аварийного выхода группы:

  • Автодорога: Питкяранта – Суоярви,
  • Автодорога: Пряжа – Сортавала ("Голубая дорога").

График движения (фактически пройденный группой)

Дни пути Дата Участки маршрута Км
1 31.10.09. Отъезд на а/транспорте из г.Петрозаводск к началу маршрута на трассу "Сортавала-Петрозаводск" (п.Леппясилта, 4 часа в пути).
Переход по маршруту: трасса – оз. Андронино.


12
2 01.11.09. Переход по маршруту: оз. Андронино – водопад Белые мосты – мост через реку Кулисмайоки. 15
3 02.11.09. Переход по маршруту: автодорога – Сюскюярви – оз.Сюскюярви – р.Варпаоя. 17
4 03.11.09. Переход по маршруту: р.Варпаоя – оз.Плотина Мустаярви – автодорога – оз.Руокоярви. 18
5 04.11.09. Переход по маршруту: оз.Руокоярви – оз.Суксъярви – "Голубая дорога" –оз.Херойлампи - р.Укса (мост). 19
6 05.11.09. Переход по маршруту: р.Укса (мост) – Переправа 2Б (на катамаране) через реку Укса – оз.Валквалампи – автодорога – р.Тулема (в районе порога Кайтилакоски. 24
7 06.11.09. Переход по маршруту: р.Тулема – ГЭС – п.Салми – п.Ряймяля 15
8 07.11.09. Переезд на а/транспорте в д.Погранкондуши.
Пеший переход к Варашему камню.
Отъезд а/транспорте в Петрозаводск (220 км).

4
Всего пройдено 124

Техническое описание маршрута

1 день. 31.10.09.
Переход: трасса – оз. Андронино.
Протяженность - 8 км
Ходовое время - 2.00
Метеоусловия - переменная облачность, -3оС, ветра нет.
Из Петрозаводска группа выехала в 11 часов на микроавтобусе с прицепом. Прибытие на место – автостоянку, не доезжая 3-х км до ст.Леппясилта, в 15 часов. Сразу вышли на маршрут. В течение всего времени группа передвигалась по грунтовой дороге, пройдя в прямом направлении первую развилку (отворот вправо к озеру Руокоярви). По пути следования справа по ходу движения появится озеро Андронино, необходимо идти прямо до явно выраженного поворота направо, который будет при небольшом подъёме дороги. Здесь необходимо свернуть к озеру и пройти около одного километра к озеру до хорошей стоянки: ровная площадка, хорошие подходы к воде, сосновый бор, близко дрова.

2 день. 01.11.09.
Переход: оз. Андронино – водопад Белые мосты – мост через реку Кулисмайоки.
Протяженность - 15 км
Ходовое время - 4.40
Метеоусловия - ясно, -2 - -4оС, ветра нет.
Выход в 9.20. От стоянки на берегу озера от стрелки-указателя направления на водоскат начинается тропа, которая идёт в северном направлении в гору, затем спускается вниз к подножью водоската. Общая протяжённость тропы – 600-700 м. Водоскат представляет собой скат воды по скале высотой около 10-12 м ручья, вытекающего из озера.
Озеро Андронино Водоскат у оз.Андронино Водоскат у оз.Андронино
Озеро Андронино Водоcкат у оз.Андронино

От стоянки, где на время осмотра водоската были оставлены наши рюкзаки, выходим по лесной, зарастающей дороге в восточном направлении. Дорога ведёт в гору около 1 км и выходит на обзорную точку, с которой открывается вид на восток, затем слегка повернув к югу, начинает терять высоту.
С этого места дорога больше напоминает заросший молодыми побегами заросший участок леса. Спустившись вниз, дорога выходит на лесовозные усы, которые, неожиданно обрываясь, меняют друг друга. Идём по азимуту в юго-восточном направлении, чтобы не сбиться с пути. Через 1-1,5 км выходим на грунтовую дорогу. Поворачивает по ней направо, и идём около 3 км до выхода её и развилки дороги. Поворачиваем налево на север и через 500 метров выходим ещё на развилку, где дорога отворачивает вправо. Здесь есть указатель на водопад (3,4 км). Идём, не сворачивая, дальше по дороге на север. Через 800 метров ещё одна развилка: левая, менее накатанная дорога уходит на север, а более накатанная ведёт на северо-восток к водопаду. Поворачиваем направо и идём по дороге. В этот день замёрзли лужи, и к водопаду смогла бы проехать даже легковая машина. От последней развилки до водопада 4 км. Главный ориентир подхода к водопаду – поляна с остатками бетонного строения. Перед поляной прямо продолжается менее накатанная дорога. На поляне уже хорошо слышен шум водопада. Спускаемся по тропе, а затем по лестнице к подножью водопада, фотографируемся и уходим на туристскую стоянку 200 м ниже водопада.
С поляны возвращаемся к ближайшей развилки на въезде на поляну и, повернув направо продолжаем движение по дороге на север. Дорога проезжая только для проходимых машин и проходит мимо живописных скал. Примерно через 1,5 км дорога выходит к началу грунтовой лесовозной дороге, по которой через 3 км выходим на основную грунтовую дорогу (направление: запад – восток), соединяющую две автодороги: Питкяранта-Суоярви и Питкяранта Алату (Ляскеля). Поворачиваем направо и идём по дороге на восток. На ночёвку останавливаемся через ___ км справа перед ручьём в еловом лесу.
Водопад Белые Мосты Водопад Белые Мосты Водопад Белые Мосты, 2-й рукав
Водопад "Белые Мосты" на реке Кулисмайоки

3 день. 02.11.09.
Переход: автодорога – Сюскюярви – оз.Сюскюярви – р.Варпаоя.
Протяженность - 17 км
Ходовое время - 6.20
Метеоусловия - ясно, -2 - -4оС, ветра нет.
Выход в 9.40. Продолжаем движение по дороге. Через 1,5-2 км встретится поворот направо. Он идёт 1,5 км на вырубки, где дорога заканчивается. Далее, ещё через 1 км под углом менее 90 градусов отходит дорога налево. Идём дальше. Ещё через 1,5 км – отворот дороги влево. Она выходит на автодорогу Питкяранта - Суоярви на 4 км севернее Сюськюярви. Идём по более накатанной дороге направо. Вновь, через 2 км менее накатанная дорога уходит на вырубки налево. Последний поворот встретится ещё через 1 км. Это может быть хорошо накатанная дорога направо, она ведёт по вырубкам по кругу. Идём налево и, перейдя через 1 км линию электропередач выходим на основную дорогу к мосту через р.Сюскюярви.
Линия Маннергейма Братская могила
Оборонительные укрепления.
Линия Маннергейма
Братская могила

Сразу за мостом – отворот дороги направо, которая идёт на восток мимо озера Сюскюярви. Поля у озера пересекает линия обороны Маннергейма, которая представляет собой несколько рядов противотанковых заграждений из вертикально установленных камней.
В конце озера дорога отдаляется от берега. Встретится дорога влево, которая ведёт в тупик на стоянку рыбаков. Дорога идёт, в основном, среди соснового леса. Справа от дороги встретится могилы неизвестного солдата. Через 4,5 км после озера вправо под углом вправо отходит дорога. Идём прямо и через 1,5 км выходим на "Т" – образный перекрёсток. Отходим 300 м вправо и около дороги останавливаемся на ночёвку. В 50 м ниже, справа от дороги течёт ручей Варпаоя. Дорога вдоль ручья уходит в северном направлении к ближайшим лесным озёрам.

4 день. 03.11.09.
Переход: р.Варпаоя – оз.Плотина Мустаярви – автодорога – оз.Руокоярви.
Протяженность - 18 км
Ходовое время - 5.30
Метеоусловия - ясно, -4 - -6оС, ветра нет.
Выход в 9.50. С места ночёвки возвращаемся к развилке и продолжаем движение по правой дороге. Через 1 км выходим к живописному месту (сосновый лес, песок) на берегу озера Сиркилампи. Вправо перед озером отходит дорога, по которой тоже, судя по карте, можно выйти на лесную дорогу: север-юг, куда планируем выйти и мы.
На поляне расположены окопы времён боевых действий.
Здесь же, на поляне дорога расходится: одна ведёт направо (как указано на карте), другая – вдоль берега на север (за озером на этой дороге встретится несколько равнозначных развилок дорог).
Поворачиваем от поляны направо по лесной дороге, но у озера она заканчивается на стоянке рыбаков.
Идём по азимуту в восточном направлении и через 800 метров выходим на дорогу, по которой продолжаем движение в восточном направлении. Дорога, как и прежде в основном идёт по возвышенным местам среди соснового леса. Через 2 км выходим на вырубку, за которой проезжая дорога заканчивается. С этого места на север уходит, как показывает карта, очень старая и заросшая дорога, которая через 100 метров подходит к старому развалившемуся мосту. Переходим через порожистый ручей по обледенелым брёвнам около 5-6 метров. За мостом, на противоположном берегу ручья, дорога почти не просматривается. Идём на восток по азимуту вдоль долины ручья. На южных склонах, на подходах к дороге встречаем оборонительные сооружения в виде окопов, блиндажей и рубежи с колючей проволокой. На дорогу выходим через 2 км в 300 метрах севернее моста.
За мостом останавливаемся на обед.
От моста, как и прежде, дорога идёт по сухим местам среди соснового леса.
Как и указано на карте, через 2-3 км после озера Катаярви вправо, на восток отходит дорога. Идём по ней в сумерках 2 км до ближайшего лесного озера.
Оборонительные укрепления.
Оборонительные укрепления.

5 день. 04.11.09.
Переход: оз.Руокоярви – оз.Суксъярви – "Голубая дорога" –оз.Херойлампи - р.Укса (мост).
Протяженность - 19 км
Ходовое время - 7.20
Метеоусловия - ясно, утром -10 - -12оС, днем -2 - -4оС, ветра нет.
Выход в 10.10. От места ночёвки продолжаем переход по дороге в восточном направлении. Дорога идёт по живо-писным местам
Встречается два отворота дороги налево. Перед последним озером Сякасъярви, 500 метров по следу старой дороги и гати на болоте до ручья, где видны остатки моста. Перейти на другую сторону ручья по ненадёжным и обледенелым брёвнам с рюкзаком очень сложно, поэтому, найдя надёжные опоры из деревьев, решаем переправиться по навесной переправе. Первый участник со страховкой переправляется по обледенелому бревну и, перетащив за собой верёвки, закрепляет их на противоположной стороне. Натянув переправу, переправляемся на противоположный берег, там же останавливаемся на обед.
Продолжение дороги на противоположной стороне за остатками старого моста больше напоминает тропу, которая через 1,5 км выходит на вырубки. С этого места берём азимут на мост и идём далее по азимуту сначала по лесу, а затем по топкому, но подмёрзшему, болоту.
Через 2 км выходим прямо к мосту. Мост новый, очевидно, построен для зимней лесовозной компании. От моста до старой грунтовой дороги, а затем по ней до шассе – 2,5 км. При выходе на старую грунтовую автодорогу необходимо повернуть направо. Чтобы попасть правильно на дорогу, ведущую к мосту через реку Укса, есть два варианта. Первый – после выхода на старую грунтовую дорогу идти по карте в поисках нужной тропы или старой, может быть заросшей дороги; второй – пойти направо, в западном направлении по шоссе 1,5 км до ближайшего отворота налево на новую лесовозную дорогу.
Дорога идёт на юг. Через 1,5 км встретиться отворот налево, он ведёт в тупик к озеру на рыбацкую стоянку в живописном месте на берегу лесного озера. Ещё через 1 – 1,5 км развилка, необходимо идти на-лево. Далее эта дорога идёт, в основном, в южном направлении. Иногда будут встречаться отвороты налево, но необходимо всё время двигаться по основной развилке. Первая крупная развилка находится за озером, мимо которого проходит дорога, спутать его нельзя, так как на берегу его, в живописном месте, расположена красивая стоянка. За озером более накатанная дорога уходит направо, мы идём налево. От озера в тихую погоду уже можно услышать шум порога около разрушенного моста. За три км до реки дорога проходит по западному берегу озера Херойлампи. Через 2 км вновь встретится развилка. Идти не-обходимо налево. Через 1 км дорога, хотя и идёт дальше по берегу против течения, выводит нас к разру-шенному мосту и продолжению старой Салминской дороги на противоположном берегу.
В 20 часов в еловом лесу справа около порога останавливаемся на ночёвку.
Переправа через ручей Переправа через ручей Движение по азимуту
Переправа через ручей Движение по азимуту

6 день. 05.11.09.
Переход: р.Укса (мост) – Переправа 2Б (на катамаране) через реку Укса – оз.Валквалампи – автодорога – р.Тулема (в районе порога Кайтилакоски.
Протяженность - 24 км
Ходовое время - 06.00
Метеоусловия - переменная облачность, днем -2 - -4оС, ветра нет.
Выход в 09.40. С утра собираем катамаран, вырубаем жерди для изготовления каркаса и весел.
Переправляться решаем выше разрушенного моста на тихой струе. Переправляемся по четыре человека. Первый экипаж переплывает на катамаране, надёжно привязав вёсла и спасательные жилеты, отправляет его на другой берег. Катамаран вытягивается обратно за две основных верёвки общей протяжённостью – 60 метров. Общее время сборки катамарана и переправы на противоположный берег – 2 часа 30 минут. На противоположном месте, на уютной туристской стоянке рядом с переправой останавливаемся на обед и разбираем катамаран.
От старого разрушенного моста идёт две дороги: одна – прямо от моста, другая – сворачивает направо, вниз по реке - это основная старая Салминская дорога, идём по ней. Дорога идёт по красивым местам среди соснового леса. На лесных озёрах вдоль дороги встречаются красивые туристские стоянки. По дороге, в поисках воды для ночёвки, проходим до позднего вечера, не доходя 3 км до ГЭС. После примыкания основной дороги слева и поворота на 60 градусов дороги направо встречаем первый ручей, где и останавливаемся на ночёвку, слева в еловом лесу на вырубках.
Время прибытия на место ночёвки – 20 час.
Переправа через ручей Переправа через ручей
Переправа через Уксу

7 день. 06.11.09.
Переход: р.Тулема – ГЭС – п.Салми – п.Ряймяля
Протяженность - 15 км
Ходовое время - 04.20
Метеоусловия - переменная облачность, днем -4 - -6оС, ветра нет.
Выход в 09.10. От места ночёвки выходим на дорогу и идём на юг в сторону посёлка Салми – 8 км.
Через 2-3 км останавливаемся для осмотра действующей ГЭС. Далее, до посёлка ещё 3 км. Посёлок Салми проходим и по асфальтированной дороге идём в сторону посёлка Ряймяля. Не доходя посёлка 1 км, останавливаемся справа на берегу небольшого лесного озера, разбив лагерь на уютной, ровной площадке среди соснового бора.

8 день. 07.11.09.
Переход: автотрасса - мыс Варечкой
Протяженность - 4 км
Ходовое время - 02.00
Метеоусловия - переменная облачность, днем -4 - -6оС, ветер юго-вост.(3 балла)
Выход в 11.00. На автобусе подъезжаем за д.Погранкондуши и выходим за переездом у отворота лесной дороги, ведущей к побережью Ладожского озера. Дорога идёт и дальше в западном направлении вдоль песчаного берега. Вдаль на втором (от выхода лесной дороги к озеру) мысу расположен исторический объект: Варашев камень – пограничный камень между Россией и Швецией. От автобуса до камня идём 30 минут. Камень, в этом году затоплен и к нему не подойти. Фотографируемся и, в течение 30 минут, возвращаемся к автобусу.
У Варашева камня
Мыс Варечкой. Варашев камень.

Выводы и рекомендации:

  • Маршрут похода интересен осмотром интересных объектов природы: водопадов, живописных мест на берегу лесных озёр по маршруту следования и исторических объектов в виде линии укрепления времён отечественной войны.
  • Интересными и поучительными для "новичков" моментами маршрута стали переправы через ручей и реку Укса, для переправ через которые группа с собой переносила снаряжение – водное: катамаран, спасательные жилеты и специальное: верёвки, обвязки и карабины.
  • По ходу маршрута найдены интересные места для отдыха на берегу озёр, просмотрены дороги для организации веломаршрутов.

Фото с похода
Отчеты о походах


Молодёжный клуб "Спутник", Карелия, г.Петрозаводск,
Телефоны: (814-2) 77-08-38, 8-921-222-74-12,
E-mail: molod.klub@onego.ru

Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100