О клубе Активный отдых в Карелии О Карелии Спортивный туризм Размещение Главная

◊  Отчеты о походах
◊  Методические материалы
◊  Снаряжение для походов
◊  Статьи о путешествиях
◊  Подготовка кадров спортивного туризма

 
Статьи о путешествиях
Карта сайта

Статьи о путешествиях

О надёжных велосипедах, велотуризме и национальном парке Паанаярви
(глазами новичка).

о велопоходе 4 к.с. по Мурманской области и северу Карелии

Серёгин Андрей, Фофанова Анастасия, Колобов Павел в октябре 2006г.приняли участие в велопоходе 4-й категории сложности по Мурманской области и северной части Карелии, организованном турклубом "Скифы". Нитка маршрута: г.Апатиты - г.Кировск - пер.Кукислумчорр - база КСС - пер.Умбозерский - пос.Кошма - г.Апатиты - г.Кандалакша - пос.Зареченск - Национальный парк "Паанаярви" (восхождение на г.Кивакка) - пос.Пяозеро - пос.Калевала - д.Войница - г.Костомукша.

Приобретя велосипед "Аист" дамский и без передний рамы, я впервые всерьёз задумался о дальних велопоходах, тем более, что объезжая соседний квартал, практически даже не уставал.

Случайно узнав в кулуарных разговорах студентов о якобы планируемом велопоходе 4-й категории сложности по Кольскому полуострову и Карелии, я сразу решил, что пойду, тем более, что пришёлся он на межсезонье – вторую половину октября. Осталось только получить "добро" и записаться в группу. "Добро" мне дали, но велосипед сказали заменить. Велосипед "Джонсон" мне достался "бэушный", но надёжный. Мы с ним сразу понравились друг другу. Некоторое смущение вызывало только седло, которое было слишком узким, но изящным. В процессе подготовки к походу порекомендовали в борьбе с возможными болевыми ощущениями под седлом проезжать по 100 км в день, но возможности у меня были другие – один раз и только от дома, и до железнодорожного вокзала.

Оказалось, что велосипеды в чехлах в плацкартных вагонах можно укладывать на верхние полки. При этом не известно, когда они рухнут вниз. Свет от лампы освещения в купе не попадает, здесь наступает полный мрак и всю дорогу приходится пользоваться налобными фонарями. А вот за велорюкзаки стыдно. Снятые с задних багажников велосипедов, и напоминающие набитые тряпками борцовские штаны, они очень нелепо смотрятся поставленные в проходе вагона в колонну по одному.

Итак. Велосипеды собраны, рюкзаки упакованы, мы одеты по погоде. Нас ровно десять человек. Вереницей по улицам Кандалакши мы бодро устремляемся вперёд. Пешеходы нас провожали восторженными взглядами, но особый восторг наша группа вызвала у бригады авторемонтников. Они вышли из своих ангаров с ключами в руках под восторженное обращение их шефа: "Мужики, вот так вам надо научиться ездить!" Это была Кандалакша, а до этого были Хибины.

Двадцатикилометровый участок из Апатит в Кировск проехали рано утром в полном тумане. Это был первый серьезный переезд на велосипеде в моей жизни. "Чтобы не отстать от группы, главное грамотно переключаться!" – советовали мне мои наставники.

На 25-м километре с асфальтовой дороги свернули на грунтовую. Через 2 км она устремилась вертикально вверх, так показалось нам издалека. Делом чести каждого участника "въехать" верхом на велосипеде в эту гору, потому что с этого момента участники распределяются по силам, кто будет лидировать впереди, а кто – тащится сзади.

В середину гор заехали через перевал Кукисвумчорр. Подъёмы следовали один за другим. Все ехали друг за другом плотной группой.

Утром следующего дня дорога пошла ещё круче вверх, но уже на перевал Умбозерский. Некоторые подъёмы были настолько крутыми, что велосипеды приходилось толкать вперёд вдвоём.

Новичков в группе два человека: я и ещё одна девчонка были первый раз в велопоходе и по неопытности надели на ноги резиновые сапоги, чем вызвали иронию наших коллег, поэтому к вечеру, после многочисленных бродов через реки и ручьи, только у нас оказались сухие ноги.

На Умбозерском перевале дорога неожиданно закончилась и дальше, шёл путь по камням и болотам с бродами через реки. С велосипедами в руках на этом пути мы выглядели несколько нелепо, но, протолкав их пять километров по этим буеракам, мы наконец-то вышли на лесную дорогу. Идти стало значительно труднее, проталкивая велосипеды по колее вездехода, проваливаясь по колено в коричневую жижу болотистой трясины.

Через десять километров закончилась грязь, начался песок и пошёл дождь. Наша грязная и мокрая одежда покрылась песком, который скрипел на зубах и подшипниках колёс, тормозная колодки работали плохо. Но все трудности когда-то заканчиваются, и вот мы на руднике Кашма. Дальше путь по бетонке в обход Хибин. Дождь прошёл и, обдуваемые встречным ветром, в полной темноте мы выдвинулись обратно в Апатиты, замыкая свой круг.

В Апаптитах посетили супермаркет, в котором нас постоянно сопровождала охрана, думая, что мы приезжие "бомжи", но, к счастью для них всё обошлось. На железнодорожном вокзале нагло разместились в зале ожидания, отгородив свой угол грязными велосипедами. На бетонном полу в спальных мешках в тёплом помещении спалось хорошо, о чём свидетельствовал громкий храп всех участников нашего путешествия.

Теперь от Кандалакши мы едем на юго-запад по хорошей асфальтовой дороге сначала четыре километра вверх, затем столько же вниз. Скорость, ух, и только гриф гитары за плечами, сопротивляясь воздушному потоку, отрывал руки от руля.

Впереди затяжной подъём и не сложный перевал. По мере подъёма погода портилась, сначала шёл дождь, потом пошёл снег. Долгожданный спуск оказался не простым. Колёса шли юзом, заднее колесо придавленное тяжёлым рюкзаком всё время выскакивало из колеи. Со всех сторон меня укутывал туман. Как старая кляча, растопырив свои ноги, которые по гололёду неслись с такой же скоростью, как и колёса и не тормозили, с глазами, наполненными ужаса я изо всех старался держать равновесие. И каждый раз обязательно наступал такой момент, когда я катился на боку с велосипедом сверху и сбивал подряд все ледышки на дороге. И так много раз. Поднимался быстро, чтобы никто не увидел, и, тем не менее, вокруг меня периодически раздавался грохот падающих великов. Это значит, что в беде я не один!

А всё-таки здорово! Свежий воздух, хорошая компания, постоянная смена пейзажей.

ГЭС – проход запрещён! А надо туда, куда не пропускают. Холодно. Поздно, До закрытия магазина остался один час. И где в этом посёлке энергетиков мы будем ночевать?

У нас всё получилось. Ночь. Кружка, наполненная пивом. Горит свеча. Все сырые вещи развешены по батареям зрительного зала Дома культуры, где нас заботливо приютили. Мы живы и здоровы, а это главное! Завтра снова в путь.

Шестьдесят километров по грунтовой дороге с тряской, которая на каждом метре выбивает зубы. Подъёмы и спуски, вызывающие восхищение даже у прожженных мастеров велоспорта. Пот заливает глаза на подъёме и, наоборот, слёзы из глаз, размазанные до ушей, – на спуске.

Снова ГЭС. Темно. Завтра выезжаем из Мурманской области и въезжаем в Карелию. Вместо дороги с непонятным ориентированием и сомнительным покрытием едем по ровному песчаному тракту среди сосновых боров.

База Циплинга. Здесь, вместо ста метров предполагаемого брода – новый деревянный мост. Въехали на территорию национального парка "Паанаярви". Такое ощущение, что попал в другой мир. Вся дорога проходит, в отличие от всего пройденного пути, исключительно среди сосновых боров. И даже сейчас не верится, что самая красивая сказка еще впереди.

Остановились в домике Вартиолампи. Дом просторный, с нарами и печкой. В оставшиеся часы светлого времени решили на велосипедах съездить на водопад Кивакакоски, расположенного в четырёх километрах. За всю дорогу туда и обратно на велосипеды сесть так и не смогли, слишком вертлявая оказалась тропа.

Кто обеспечивает успех дальнего велопохода? Ну, конечно же, механик.! Только он - отличный мастер , сидя на земле на морозе в четырнадцать градусов без перчаток, используя самые хитрые велоключи, может перебрать и смазать каждый шарик подшипника заднего колеса. Промокшие накануне тормоза и переключатели, обледенели и больше не работали. Важно было отогреть и разработать каждую часть этой конструкции. Это оказалось под силу тем, кто с техникой на "ты". Без тормозов дальше нельзя, начинаются гигантские спуски и подъёмы.

Во второй половине дня оказались у подножья горы Кивака – второй по величине сопки в Карелии (500 м над уровнем моря). Тропа начинается прямо от дороги и ведёт на вершину горы. Вдоль тропы гигантские ели, не замёрзшие ручьи, обледенелые ветки деревьев. Погода выдалась солнечная. На вершине горы озеро укрытое красивым голубым льдом, сосульки вместо маленького водопада. С вершины открывается живописная панорама. Виден водопад Кивакакоски, деревня Вартиолампи, самая высокая вершина Нуорунен, многочисленные озёра и бесконечные хвойные леса. Эту красоту просто необходимо увидеть своими глазами!

Изюминка всего похода осталась позади и вновь мы оказались наедине с дорогой и вновь – затяжные подъёмы и головокружительные спуски.

Ну и пусть мороз до пятнадцати градусов и от металлических педалей мёрзнут ноги, а на ветру – руки. Ну и пусть пот заливает глаза на подъемах, и дорога кажется бесконечной. Зато как приятно посидеть с друзьями вечером у костра и попеть песни под гитару!

Заключительный участок от Калевалы до Костомукши проехали на одном дыхании за десять часов по дороге покрытой снегом и льдом. Вот и Костомукша. Здравствуй душ!

Жаль, что так скоро закончился наш поход.

Серёгин Андрей - участник велопохода.

Фото

Статьи о путешествиях


Молодёжный клуб "Спутник", Карелия, г.Петрозаводск,
Телефоны: (814-2) 77-08-38, 8-921-222-74-12,
E-mail: molod.klub@onego.ru

Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100