О клубе Активный отдых в Карелии О Карелии Спортивный туризм Размещение Главная

◊  Отчеты о походах
◊  Методические материалы
◊  Снаряжение для походов
◊  Статьи о путешествиях
◊  Подготовка кадров спортивного туризма

 
Отчет о походе
Карта сайта

Отчеты о походах

Отчет о пешем походе 4-й категории сложности по Приполярному Уралу
(Республика Коми, 2001 год)

Информация по маршруту путешествия:

  • Вид туризма - пеший;
  • Категория сложности похода - четвертая;
  • Район проведения похода - Республика Коми, Приполярный Урал;
  • Протяженность активной части маршрута - 200 км;
  • Общая продолжительность - 19 дней;
  • Количество ходовых дней - 14;
  • Срок проведения - 04.08-22.08.2001г.

Нитка маршрута: ст. Кожим-рудник (1952 км) – р. Сывъю – хребет Малдыиз – р.Дурная – северные отроги хребта Западные Саледы – р. Дурная – перевал "Каменистый" (или перевал – "Тракторный", р.Дурная-р.Косью) – восхождение на вершину Дурная – перевал "Ступенька" (в верховья реки Капкан-Вож) – восхождение на вершину Манарага – перевал "Студенческий" – р. Манарага – перевал № 22 "Высокий" (р.Манарага-р.Народа) – восхождение на вершину Народа – озеро Голубое – перевал № 23 "Голубые озёра" (р.Карпин-Шор – р.Балбанью) – перевал "Труба" (р. Балбанью – р.Лимбекою) – перевал "Зигзаг" (р.Лимбекою-р.Манарага) – перевал "Ступенька" (р.Манарага – р.Балбанью) – р.Балбанью – база "Желанная" – турбаза "Санавож" – автомашина до города Верхняя Инта.
Руководитель похода: Серегин Андрей Генрихович; адрес: 185005, г.Петрозаводск, ул.Краснофлотская, д. 32, кв.5, телефон – 77-08-38.

Содержание отчета.
Общая смысловая идея похода:
  • изучении нового для участников путешествия горного района – Приполярный Урал.
  • повышения квалификации "инструкторов школьного туризма", повышения спортивного мастерства участников, подготовке к участию в чемпионате России в 2002 году по классу походов высшей 5-й категории сложности.
Варианты подъезда и отъезда:
Подъезды – группа выехала 4 августа в 19.00 час. на поезде № 17: Петрозаводск – Москва, плацкартный вагон. Из Москвы – группа выехала 5 августа в 13.34 час. на поезде № 176: Москва – Воркута (до ст. Инта, остановка 1952-й км), в общем вагоне.
Отъезды – обратно, из Инта группа выехала 20 августа в 23.53 час. на поезде № 175: Воркута - Москва, в общем вагоне. Из Москвы – группа выехала 22 августа в 19.28 час. на поезде № 182: Москва – Мурманск (до Петрозаводска), в общем вагоне.

Список участников:

Фамилия, имя Должность Макс.опыт путешествий
1 Серегин Андрей Руководитель 4р (Алтай)
2 Каткова Анна Зам. руководителя 3у (Кольский п-в)
3 Курило Сергей Участник 3у (Кольский п-в)
4 Бочков Павел Участник 3у (Кольский п-в)
5 Дзюба Антон Реммастер 3у (Кольский п-в)
6 Герасимов Денис Фотограф 2У (Карелия)
7 Фофанова Анастасия Участник 3у (Кольский п-в)
8 Артунькина Майя Врач 3у (Кольский п-в)
9 Артунькин Михаил Участник 3У (Карелия)
10 Романова Надежда Участник 3У (Карелия)
11 Распутин Алексей Exfcnybr 3У (Карелия)

График движения и техническое описание:

1 день 04.08.01
Петрозаводск - Москва (поезд)
2 день 05.08.01
Москва - Инта (поезд)

3 день 06.08.01
Москва - Инта (поезд)
4 день 07.08.01
Остановка 1952-й км, Кожим-Рудник,Переход: Кожим-Рудник – р.Сывъю - хребет Обеиз.
Протяжённость - 22 км; Чистое ходовое время - 6 часов.;
Определяющие препятствия на участке: Движение по дороге, брод через реку шириной 20 м, течение среднее, глубина 0,5 м.
Метеоусловия:Т = + 24, вода: Т = + 16 град., ясно, вода в реке Сывъю Т = + 14 град.
На ст. Кожим (1952 км) поезд прибыл в 4.34 час., стоянка 2 минуты (в 5.20 час. – прибы-тие в г. Инта). Вдоль ж/д дороги идёт автодорога, местами на ней уложены железобетонные плиты. Через 1 час пути встречается 1-й ручей, ещё через 2 часа – разрушенный мост, справа от него глубокий омут. Здесь можно пообедать и искупаться в жаркую погоду. Далее через 1,5 часа пути идём до реки Сывъю. Подъёмы и спуски на дороге чередуются один за другим. Реку переходим в связках по три человека. Участник, находящийся выше по течению использует шест. После переправы дорога полого поднимается в гору. Через 1.5 часа резкий поворот дороги налево, есть слабо заметный отворот дороги вправо. В этом месте можно разбить лагерь, есть дрова и вода.

5 день 08.08.01
Хребет Обеиз – р.Дурная – р.Ср. Саледышор.
Протяжённость - 19 км; Чистое ходовое время - 4 часа 20 мин.;
Определяющие препятствия на участке: Движение по дороге, брод через р.Дурная, подъём в верховья реки Ср. Саледышор.;
Метеоусловия:Темп. Воздуха – 26 град., солнечно, облачность=0
От места ночёвки подъём продолжается и иногда довольно крут. Через 3 км пути основная дорога поворачивает направо на хребет и далее начинается спуск к ручью Пальникшор (подъём от стоянки – 1 час, спуск – 40 мин.). Со склона напротив хорошо виден предстоящий подъём на противоположной стороне. Ручей бурный, переходим по одному. Посередине ручья расположена металлическая платформа (6*4 м). Здесь можно отдохнуть и искупаться. Справа за ручьём хорошая стоянка. После переправы следует подъём 1 час (до болотистого ручья). Отсюда до р. Дурная – 40 минут пути. Реку переходим в связках по два человека по перекату, который начинается в 100 м правее. Глубина – до 0.6 м, общая длина пути – 80 метров, температура воды – 14 град. За рекой слева от дороги - стоянка. После переправы поднимаемся по ручью вверх к отрогам хребта Западные Саледы – 2 часа.

6 день 09.08.01
р.Ср. Саледы-шор - отрог хребта Западные Саледы (горное озеро)
Протяжённость - 10 км; Чистое ходовое время - 4 часа 20 мин.;
Определяющие препятствия на участке: Переход по азимуту к северным отрогам хребта Западные Саледы ( лес средней проходимости).;
Метеоусловия:Темп. Воздуха = 24-26 град., ясно, переменная облачность, вечером прошёл дождь.
По азимуту среди труднопроходимого леса и болотам поднимаемся на отроги хребта, троп нет. На подходах к озеру каменисты склоны с живыми камнями. У озера хорошая стоянка, есть дрова. Живописный вид. Вечером, во время купания, один из участников – Герасимов Денис поранил голову. Ему оказана медицинская помощь и принято решение на следующий день, оставив заброску, идти вниз с целью оказать медицинскую помощь в медицинском пункте и, по - возможности, отправить участника домой.

7 день 10.08.01
Отрог хребта Западные Саледы (горное озеро) - р.Дурная
Протяжённость - 13 км; Чистое ходовое время - 4 часов 30 мин.;
Определяющие препятствия на участке: Переход по азимуту к реке Дурная ( лес средней проходимости).;
Метеоусловия:Темп.=20-22 град., переменная облачность.
По азимуту спустились вниз с облегчёнными рюкзаками к месту брода дороги с автотрассой, частично используя свою тропу. На стоянке за дорогой на правом берегу реки разбили лагерь. В 18.00 часов на попутной машине пострадавший с сопровождающим были отправлены на ст. Кожим Рудник. В случае, если врач, оказав медицинскую помощь, даст заключение, что Денис может вернуться в Петрозаводск один, сопровождающей – заместителю руководителя группы Катковой Анне, разрешено было посадить его на поезд и с попутной машиной вернуться к группе на стоянку. Врач, осмотрев рану и сделав перевязку, посчитал возможным отправить его без сопровождающего. Денис был отправлен в Петрозаводск один, Каткова Анна на попутной машине в первой половине дня вернулась в лагерь.

8 день 11.08.01
р.Дурная - отрог хребта Западные Саледы (горное озеро)
Протяжённость - 13 км; Чистое ходовое время - 4 часа 10 минут;
Определяющие препятствия на участке: Переход по азимуту к северным отрогам хребта - Западные Саледы (лес средней проходимости, движение по склону по высокотравью).;
Метеоусловия:Темп. 22-24 град., переменная облачность, с 16. Часов –дождь, темп. Воздуха=16-18 град.
После обеда группа поднялась на отрог хребта к горному озеру, частично используя свою тропу. Оставшиеся продукты были распределены среди участников группы.

9 день 12.08.01
Переход по западным склонам отрога хребта Западные Саледы
Протяжённость - 14 км; Чистое ходовое время - 4 часа 30 мин.;
Определяющие препятствия на участке: Переход по азимуту к северным отрогам хребта - Западные Саледы ( лес средней проходимости, движение по склону по высокотравью).
Метеоусловия:Темп. 22-24 град., переменная облачность, с 16. Часов – дождь, темп. Воздуха=16-18 град.
Переходы по склонам хребта на границе зоны леса, в основном, по высокой траве и редколесью. Крутизна склонов местами до 25 градусов. Около озёр, которые встречаются на пути (в зоне лугов) можно найти дрова. Иногда встречаются рога оленей. С отрогов хребта постепенно спустились в верховья реки Дурная. Идём по болотам. Иногда встречаются широкие тропы оленей, которые спускаются вниз к реке. Переходы – по азимуту без тропы.

10 день 13.08.01
Перевал "Тракторный", вершина Дурная –р.Нидысей – подъём под перевал "Крестовый" (Ступенька).
Протяжённость - 23 км; Чистое ходовое время - 8 час. 40 мин.;
Определяющие препятствия на участке: Перевал, восхождение на вершину Дурная, переправа через Ниидысей.
Метеоусловия:Утром – низкая облачность, темп.=16-18град., с 14 часов – переменная облачность, темп.= 18-20 град., вечером – дождь.
Поднимаемся на перевал по болотистым участкам. (1,5 часа). Иногда встречается след вездехода. Приют под перевалом со стороны реки Дурная – небольшой домик в плохом состоянии, частично без крыши и без окон. Перед перевалом – крутой взлёт. Седловина широкая, большой тур, сложенный из камней, виден издалека. Отсюда хорошо тренога на вершине Дурной. Облачность низкая, но вершина периодически открывается. Оставляем рюкзаки и уходим на восхождение. Подъём идёт по каменистой осыпи, уклоном местами до 30 градусов, где встречаются живые камни. По мере подъёма попадаем в зону облачности. На вершине теряем ориентацию, берём направление по азимуту в сторону перевала и выходим к обрыву и продолжаем движения наверх вдоль него. Через некоторое время показывается тур и треугольный знак на вершине (1 час 40 мин.). Записки в туре не было. При спуске обратно стараемся придерживаться прежнего направления. Находим туры, которые выкладывали при подъёме наверх и по ним выходим внизу из зоны облачности и возвращаемся к туру (1 час. 20 мин.). Спускаемся с перевала по старому тракторному следу, слева подрезаем отрог и продолжаем спускаться к реке Нидысей (1 час 50 мин.). Переправа оказалась не простой, не смотря на то, что река не широка. Участок реки длинной в 14 метров преодолеваем в связках по три человека, течение сильное, глубина до 0,5 метров. Перейдя реку в брод, останавливаемся на обед. Место очень красивое – зелёный полянки, лиственницы и живописный вид. Погода заметно налаживается. После обеда переваливаем через отрог вершины с отметкой "1204". Идём по лесу, густой траве, иногда с трудом пробираясь сквозь бурелом. Останавливаемся на ночёвку напротив вершины с отметкой "1326", предварительно перейдя реку вброд (2 часа 20 мин.). Ширина переправы всего лишь 10 метров, но с очень сильным течением. Переходим в связках по три человека, соблюдая меры предосторожности. Вечером погода испортилась и вновь пошёл дождь

11 день 14.08.01
Перевал "Ступенька" - верховья реки Капкан-Вож.
Протяжённость - 19 км; Чистое ходовое время - 5 час. 20 мин.;
Определяющие препятствия на участке: Подъём на перевал по крупнообломочной осыпи
Метеоусловия:Темп.=16 град. Низкая облачность, периодически моросит дождь.
От места ночёвки поднимаемся по ручью в сторону перевала "Ступенька" (Крестовый). Подъём идёт по траве и моренам. Через 2 часа выходим к первому озеру, останавливаемся на обед, моросит дождь. От первого озера сразу начинается взлёт по склону уклоном до 30 градусов по камням средней величины. На следующей ступени тоже озеро. Следующий подъём самый крутой и опасный. Крутизна склона возрастает до 35, местами 40 градусов. Поднимаемся среди очень крупных камней и глыб, соблюдая все меры предосторожности (интервал, выбор безопасного пути для движения, аккуратная постановка ноги). Наверху, на седловине перевала – озеро, за ним виден тур. Далее спускаемся в сторону реки Капкан-Вож по кругу по часовой стрелке. Можно было бы сократить путь ещё через один перевал, но не известно какой будет спуск. Через 50 минут спуска выходим к крутому склону. Ручей вниз обрывается водопадом. Аккуратно обходим справа, предварительно разведав путь. Переходим на левый берег ручья и идём вниз. Встречается морошка и грибы. Иногда появляется тропа и теряется вновь. На ночёвку останавливаемся напротив долины перевала "Студенческий".

12 день 15.08.01
Подъём под перевал "Студенческий" – гора Манарага.
Протяжённость - 8 км в одну сторону; Чистое ходовое время - 6 час.;
Определяющие препятствия на участке: Восхождение на Манарагу
Метеоусловия:Низкая облачность, темп.=16-18 град., вечером – дождь.
От места ночёвки поднимаемся по левым склонам долины ручья, справа видна хорошая тропа. Останавливаемся под перевалом "Студенческий", оставляем рюкзаки и уходим на восхождение на вершину Манараги. Переходим на другой берег на тропу и идём в дальний угол цирка, в сторону седловины. Подъём довольно крут. Идём по камням различной величины, соблюдая меры предосторожности. Через 1,5 часа мы – на седловине. Далее подъём также крут и опасен и идёт среди крупных камней и валунов. На походах к гребню встречаем туры и идём по ним. Облачность периодически накрывает вершину. Поднимаемся вместе с группой из Санкт-Петербурга. На подходах к вершине подъём становиться опасным, при срыве можно упасть в пропасть, поэтому навешиваем перила на особо опасном участке длиной 25 метров. Через 2 часа (от седловины) мы на вершине. Часть гор открыта от облаков. Видна гора Народа и массив Колокольни. Спускаемся тем же путём к седловине перевала. Здесь группа разделилась: часть группы пошла прежним путём, а другая – по окружности цирка с целью проверить правильность определения седловины перевала "Студенческий". Ближе к вершине оказалась ещё одна седловина, есть тур, но нет записки. Судя по всему этот перевал, ближний к вершине, тоже проходят как перевал "Студенческий" и с него начинают восхождение на гору Манарага. Подъём на этот перевал достаточно крут и идёт по осыпному склону с мелкими камнями. Возвращаемся к месту заброски и разбиваем лагерь для ночёвки. В качестве дров используем кусты.

13 день 16.08.01
Перевал "Студенческий" – Переход к верховьям реки Манарага.
Протяжённость - 19 км; Чистое ходовое время - 6 час. 20 мин;
Определяющие препятствия на участке: Перевал, спуск с перевала по крутому травянистому склону
Метеоусловия:Утром – низкая облачность, темп.=16-18 град.; вечером – переменно, темп.=18-20 град..
1 час поднимаемся на перевал. Спуск до ручья с перевала не сложный. Далее, справа начинается обрыв, поэтому идём по левому травянистому склону. Он довольно крут. Ноги то и дело, проскальзывают на траве. Идём медленно. Внизу в зоне леса останавливаемся на обед. Отсюда открывается живописный вид на Манарагу, много грибов и черники. Периодически моросит дождь. От места отдыха идём, подрезая склон влево, затем начинаем спускаться к реке Манарага. Идти приходится по высокой траве, подлеску. Через 2 час пути внизу на болте выходим на тропу. По тропе мимо приюта "Олений" идём по тропе в верховья реки В месте слияния всех ручьёв под перевалом "Зиг-заг" разбиваем лагерь. Отсюда хорошо видны склоны горы Народа.

14 день 17.08.01
Радиальный кольцевой выход по маршруту: перевал №23– восхождение на Народу – озеро Голубое – перевал "Голубые озёра"– перевал "Труба".
Протяжённость - 24 км; Чистое ходовое время - 10 час.;
Определяющие препятствия на участке: Движение по крутым и скалистым склонам г.Народа, крупнообломочным осыпям перевалов
Метеоусловия:Утром – переменная облачность (вершины гор частично открыты), темп.=16 град. Днём – низкая облачность (вершины гор закрыты), темп.=16-18 град., на горе –14 град.; вечером – низкая облачность, моросит дождь, темп. 12 град.
Радиальный выход вокруг горы Народа. Участники – 5 человек. От места стоянки пересекаем ручей, стекающий с долины перевала "Зиг-заг", поднимаемся на верх небольшого холма и выходим на тропу. Тропа местами болотистая. Через некоторое время она теряется. Через 1 час 20 мин. подходим к основному взлёту. Подъём на перевал "Высокий" идёт по крутому склону из камней, по середине которого расположен небольшой ледник; встречаются скальные участки; уклон местами до 35 градусов, много живых камней. На первой ступени – горное озеро. Далее подъём на перевал тоже довольно крут. На седловине перевала тур. Общий подъём на седловину перевала занял 1 час 50 минут. Перевал не случайно называется "Высокий", с него открывается вид на долину рек Манарага и Народа и не покидает ощущение, что вершина самой высокой горы Урала - Народы очень близка. Но на самом деле вершина не видна, так как облачность низкая и склон Народы уходит в туман.
Поднимаемся вверх по камням, по азимуту, слегка подрезая на гребень, уклон крут. Через 1 час подъёма выходим к скалистым участкам, которые просматриваются со всех сторон. Иногда внизу открывается долина ручья, стекающего по крутому склону вниз. По краю гребня много гигантских скальных жандармов. Предварительно разведав путь, идём ниже в обход них. Иногда встречаются туры, обозначающие тропу. Судя по всему, по этому пути поднимаются группы, совершающие восхождение с седловины перевала "Высокий". Через 40 минут подъёма вверх по пологим скалам выходим на пологую седловину. На ней установлен большой деревянный крест в честь восходителей на эту знаменитую гору. Несмотря на ограниченную видимость, продолжаем подъём на вершину и через 20 минут мы наверху! Здесь много памятных знаков разных клубов, туристских групп. Можно позавидовать всем, кто в хорошую погоду наслаждался видом всех гор Приполярного Урала. Сняв записку предыдущей группы, по азимуту спускаемся в сторону Голубых озёр. Первоначально – по плато, затем начинается спуск вниз. Спуск сначала пологий, но через некоторое время становиться значительно круче. Встречаются пологие участки скал. По мере потери высоты, выходим из зоны облаков и замечаем внизу озера. Завершающая часть пути идёт по песчано-каменистым осыпным склонам с небольшими участками скал. Спрятавшись от ветра среди скал на берегу озера, обедаем и отдыхаем. Общее время спуска от тура составило 1 час 20 минут.
После обеда поднимаемся на небольшой холм и сразу замечаем седловину перевала "Голубые озёра". Пока она открыта, берём азимут и не случайно, нас накрывает туман. Подъём не высокий и пологий. Через 30 минут мы на седловине перевала. На перевале постоянно дует очень сильный ветер.
С перевала спускаемся по крупным камням, валунам и снежнику. Уклон местами до 35 градусов. Иногда приходится перебираться через гигантские валуны. Двигаемся очень осторожно, чтобы не упасть среди камней. Иногда встречаются "живые" камни. Через 30 мин. спуска начинается пологое плато, иногда появляется тропа. Идём по правому берегу ручья, который быстро набирает свою мощь. Ещё через 40 мин. пути подходим к горным озёрам. С противоположной стороны склоны горы Народа круто уходят прямо в озеро. 1,5 часа двигаемся до места слияния всех ручьёв, стекающих со стороны перевалов "Труба", "Каркар" и "Голубые озёра".
Начинаем подниматься к перевалу "Труба". Слева от ручья множество оленьих троп, а с права – идёт след вездехода. 1 час идём до седловины перевала, на которой из тура вынимаем очередную записку.
Оленьи тропы уходят направо в долину Лимбекою, а мы поворачиваем налево к перевалу "Зиг-заг". Погода ухудшилась и видимость становиться ограниченной, чуть видны вдалеке склоны гор. Идём по азимуту в сторону седловины перевала в течение 1 часа, в связи с тем, что стало темно, приняли решение переночевать. Для этой цели устанавливаем 2-х местную, небольшую палатку, которую специально взяли с собой, на случай, если не успеем дойти в светлое время суток, что и произошло. На дно палатки укладываем коврики и без спальных мешков залезаем внутрь. Переночевать предстоит до того момента как начнёт светать.

15 день 18.08.01
Верховья реки Лимбекою – перевал "Зиг-заг – пер. "Ступенька" – верховья реки Балбанью.
Протяжённость - 17 км; Чистое ходовое время - 6 час. 20 мин.;
Определяющие препятствия на участке: Движение по крутым крупнообломочным осыпям перевалов
Метеоусловия:Утром – низкая облачность, темп. =14-16 град.; днём – переменная облачность, темп.=18 град.; вечером – ясно, темп 16-18 град.
Как только стало светлеть, мы собираемся и выходим в путь. Видимость по-прежнему ограничена, туман. Через 20 минут выходим на седловину перевала "Зиг-Заг". На седловине – горное озеро. Спускаемся по левому (по ходу движения) берегу ручья. Иногда встречается тропа. Спуск идёт по крутым каменистым склонам, местами преодолеваем скальные участки. Ручей резко теряет высоту, один за другим сменяются водопады. Через 1.5 часа выходим в долину Манараги на пологие участки. Через 30 минут возвращаемся в лагерь, откуда вышли вчера.
Через 3 часа отдыха выходим на перевал "Кар-кар". 40 минут идём прежним путём в сторону горы Народа, затем поворачиваем налево и начинаем подниматься вверх по склону. Через 1 час подъёма поднимаемся на первую ступень, где расположено два озера. Во время подъёма со склонов Народы произошёл очень сильный камнепад. 30 минут подходов к перевалу по очень крупным камням и глыбам, идти надо очень аккуратно. Встречаются "живые" камни. Подъём на седловину перевала длиться 30 минут и частично идёт по тропе. Погода явно налаживается, открывается живописный вид на окружающие горы. На перевале обедаем, наслаждаясь окружающим пейзажем.
Спуск с перевала менее крут. Через 30 минут спускаемся на плато, по которому в долину реки Балбанью идём 30 минут. Ещё через 20 минут спускаемся по правому берегу реки и приходим к месту слияние ручьёв, текущих с перевала "Труба" и "Кар-Кар" с ручьём стекающим с перевала "Голубые озёра". Здесь есть кусты для костра и площадки для установки палаток.

16 день 19.08.01
Вершина Карпинского – оз. Мал.Балбанты
Протяжённость - 8 км (в одну сторону) 9 км; Чистое ходовое время - 6 час. 40 мин. + 2 часа = 8 час.40 мин.;
Определяющие препятствия на участке: Восхождение, движение по крутым склонам, траверс вершины, Движение по крупнообломочным осыпям.
Метеоусловия:Утром и днём – ясно, безоблачно, темп.=16-18 град.; вечером – низкая облачность, моросит дождь, темп. 12-14 град.
Радиальный выход – восхождение на гору Карпинского. Для подъёма на гору спускаемся вниз по реке Балбанью, подрезая путь к склонам горы. Подниматься решено в 3-х км от вершины в том месте, где просматривается травянистый склон. До места подъёма идём 40 минут. Подъём наверх довольно крут и идёт по осыпи из камней и траве. Поднимаемся аккуратно, выбирая наиболее безопасный путь и используя индивидуальные методы страховки. Часто встречаются "живые" камни. Общий подъём по склону занял 1 час. Поднявшись на хребет, ос-авляем рюкзаки, поворачиваем направо и идём в сторону вершины. Идём по камням разной крупности, много "живых" камней. Ложные вершины обходим снизу. Справа постоянно виден крутой обрыв вниз. Через 1 час 40 минут приходим на самое высокое место. Здесь установлен обелиск Карпинскому и геодезический знак. Погода очень хорошая: ясно, хорошая видимость. Впервые удалось с обзорной точки увидеть все горные узлы Приполярного Урала. Сфотографировавшись и сняв записку предыдущей группы, уходим обратно к тому месту, где остались рюкзаки. Возвращение обратно заняло столько же времени, сколько и подъём. На обратном пути на склонах гор встретилось много оленей, которые пасли пастухи.
Отдохнув и пообедав в лагере, уходим дальше вниз по течению, по правому берегу реки Балбанью. Иногда встречается тропа. Вдоль нашего пути идёт по заболоченным участкам след вездехода. Около озера Малые Балбанты у подножья горы Старик расположен лагерь пастухов с оленьими загонами. В 300 м от озера на берегу реки встаём на ночёвку. В качестве дров используем ветки кустов. Общее время перехода от лагеря – 2 часа.

17 день 20.08.01
Оз Мал.Балбанты – база "Желанная", отъезд в Инту
Протяжённость - 8 км; Чистое ходовое время - 6 час 30 мин.;
Определяющие препятствия на участке: Движение по тропе и, частично, по дороге.
Метеоусловия:Низкая облачность, темп.=14-16 град
От места ночёвки идём по тропе, частично по дороге. Тропа грязная и болотистая. Погода плохая, всё время моросит мелкий дождь. Недалеко от места впадения реки в озеро Большое Балбанты расположен производственный объект, а выше по склону – карьер где совсем недавно добывали белый мрамор. Через 1 км – база "Желанная". Не заходя на базу, переходим вброд реку Балбанью. Течение не очень сильное, переходим по два и по три человека. Собира-емся продолжить движение по дороге, но, нам повезло, и нас забирает вездеход, на котором доезжаем до базы – "Санавож" (30 км). Через 20 минут нам вновь повезло и до города Инта нас забирает автомашина (также бесплатно).

18 день 21.08.01 Инта - Москва (поезд)
19 день 22.08.01 Москва - Петрозаводск
Всего пройдено (пешком) - 200 км.

Приполярный Урал

Приполярный Урал — один из наиболее красивых и богатых районов нашей Родины. Широкой дугой протянулись его высокие хребты от истоков реки Хулга на севере (65o40'с.ш.) до горы Тельпоиз на юге (64oс.ш.). Территория края обширна. Площадь только горной области равна около 32 000 кв.км. В административном отношении Приполярный Урал к востоку от главного водораздела входит в состав Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области, а к западу—принадлежит Коми АССР. Основные богатства края — горный хрусталь каменный уголь, золото и многие другие полезные ископаемые. В прилегающих районах Западно-Сибирской низменности в последние годы обнаружены богатейшие месторождения нефти и горючих газов. Большую ценность для народного хозяйства страны представляют оленьи пастбища в горах, а в предгорьях и низкогорных районах — леса из ценных древесных пород: сосны, лиственницы, кедра, ели и пихты. Наряду с заготовкой древесины на Приполярном Урале уже много веков промышляют белку, песца, выдру, соболя, горностая, куницу, лисицу и зайца. Рыболовство на Приполярном Урале развито пока слабо, но при дальнейшем освоении края рыбные богатства приобретут, несомненно, большое практическое значение.
Приполярный Урал — наиболее возвышенная и широкая часть древних Уральских гор. Отдельные вершины хребтов поднимаются тут более 1800 м над уровнем моря, а ширина горной полосы достигает 150 км (на 65o с.ш.). В этом месте меридиональное направление хребтов Урала изменяется на северо-восточное и Приполярный Урал образует широкую дугу, спускающуюся несколькими ярусами к Ляпинской депрессии Западно-Сибирской низменности. Во внутренней части излучины расположены возвышенности среднегорной зоны (500—1000 м) и восточной увалистой полосы (150—350 м),покрытые густыми хвойными лесами и прорезанные глубокими долинами быстрых рек, впадающих в Ляпин (Хулгу). По внешней стороне этой дуги простираются высокие, сильно расчлененные хребты высокогорной зоны (более 1000 м) — Саблинский, Западные и Восточные Саледы, Малды-Нырд, Исследовательский, Народо-Итьинский и др., между которыми стремительно текут реки Печорского бассейна. Главным водоразделом Приполярного Урала, отделяющим Европу от Азии, являются Народо-Итьинскийи Исследовательский хребты. Последний представляет собой сложный гордый узел. В его состав входят (с юга на север): хребет Торговейиз, гора Кефталык, горы вистоках рек Нямга, Выраю и Кобылаю, горы Неройка,Саленёр, Маньинские, хребет Неприступный, водораздельный гребень в истоках рек Хобею, Народа, Манарага и Балбанью с вершинами Мансинёр, Народная, Карпинского. Северным продолжением Исследовательского хребта служит хребет Росомаха.
Гора Народная — высочайшая вершина Урала. В результате последнего карово-долинного оледенения склоны хребтов изъедены карами и цирками, в глубине которых залегают живописные озера, многолетние снежники, ледники; особенно много каров на восточных склонах. Некоторые хребты имеют иззубренные гребни, острые пики, скалистые отвесные склоны, местами прорезанные глубокими ущельями, куда каскадами водопадов низвергаются бурные потоки. Ряд хребтов прорезан сквозными долинами — с крутыми склонами и широким дном, покрытым беспорядочным нагромождением конечных и боковых морен, валунами и небольшими озерами. В высокогорной зоне распространены также обширные плосковершинные массивы; на их склонах каменные россыпи — курумы. Для плосковершинных поверхностей среднегорной зоны характерно широкое развитие нагорных террас. Осевая зона Приполярного Урала сложена в основном наиболее древними метаморфическими породам протерозойского и нижнепалеозойского возраста. Гора Народная сложена кварцитами и кварцитовыми конгломератами, широко распространенными также в западных хребтах высокогорной зоны. Характерная особенность рельефа Приполярного Урала — большая высота хребтов с альпийскими формами рельефа, асимметрия его склонов, исключительно глубокое расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и ущельями, значительная высота перевалов. Средняя высота хребтов высокогорной зоны около 1400 м, а ширина до 70 км. Наиболее высокие вершины (Народная, Манарага, Карпинского, Колокольня, Неройка), превышающие 1600 м над уровнем моря, находятся в центральной части Приполярного Урала; на юге и на севере района хребты понижаются. Восточный склон Приполярного Урала постепенно переходит через возвышенности среднегорной и увалистой полосы в равнинные заболоченные пространства Западно-Сибирской низменности. Хребты западного склона резко обрываются к Печорской равнине. Абсолютная высота перевалов через главный водораздел, отделяющий Европу от Азии, и через хребты, расположенные к западу от него, составляет от 600 до 1500 м над уровнем моря. В то же время, относительные высоты вершин, близ перевалов, достигают 300—1000 м. Особенно высоки и труд нопреодолимы перевалы на хребтах Саблинском и Неприступном, склоны которых заканчиваются обычно крутостенными карами. Хребты эти пересекали лишь туристы, да и то редко. Наиболее легко проходимые перевалы через Исследовательский хребет (от 600 до 750 м над уровнем моря) со сравнительно пологими незначительными подъемами, позволяющими туристам легко осуществлять волоки, расположены в южной части хребта между верховьями Пуйвы (правый приток Щекурьи) и реки Торговая (правый приток Щугора), а также между верховьями Щекурьи, Маньи (бассейн Ляпина) и Большого Патока (правый приток Щугора). В районе горы Народная и на Народо-Итьинском хребте высота перевалов 900—1200 м над уровнем моря, но и здесь через многие из них проходят тропы, по которым сравнительно легко совершать волоки из верховьев Хулги (Ляпина) и ее правых притоков—Хаймаю, Грубею, Хальмерью, Народы в верховья притоков Лемвы, на Кожим и Балбанью (бассейн Усы). Разрабатывая любой водный маршрут из Азии в Европу с пересечением главного водораздельного хребта, туристы должны помнить, что протяженность волоков составляет 25—30 км, на преодоление которых с байдарками и грузом потребуется не менее 5 дней, и что на всём пути почти нет топлива. Для лыжников наиболее легок перевал Крест, расположенный на бывшем Сибиряковском тракте между верховьями Сертыньи (бассейн Ляпина) и Волоковки (бассейн Щугора). Это единственный перевал на главном водораздельном хребте Приполярного Урала, где растет березоволистсвенничный лес и, следовательно, не опасны снежные бураны.

Выводы и рекомендации
  1. Маршрут по Приполярному Уралу составлен таким образом, чтобы в течение минимального времени – 14 дней стало возможным посещение центра Приполярного Урала с восхождением на самые высокие вершины: Манарага, Народа, Карпинского
  2. По причине ухудшившихся метеоусловий было решено исключить часть маршрута: Восхождение на вершины: Мансиньер, Блюхера, прохождение Плато Руин
  3. В связи с тем, что переходы по маршруту проходили, в основном, труднопроходимым местам, где тропы встречались изредка (по долине реки Манарага), для выполнения ежедневного графика организовывался ранний выход группы – 5-6 часов утра (подъём дежурных – 3-4 утра).
  4. Для выполнения программы путешествия некоторые восхождения приходилось осуществлять в условиях плохой видимости (гора Дурная, Манарага, Народа), что требовало от участников и руководителя большого напряжения сил, наблюдательности и умения ориентироваться в тумане.
  5. Все участники группы успешно преодолевали серьёзные скальные участки, чувствовали себя уверенно на восхождениях на вершины благодаря длительным тренировкам в подготовительный период на сборах по скалолазанию на Импилахти и Ялгубе.
  6. Успех выполнения программы путешествия обеспечила физическая подготовка всех участников путешествия в течение года: тренировки в спортзале, лыжные категорийные походы по Карелии, учебно-тренировочные сборы в Хибинах с прохождением категорийных перевалов.
  7. В течение похода по Приполярному Уралу группой пройдены следующие перевалы:
А) категорийные перевалы:
ТракторныйН/к
Ступенька1 А
Студенческий1 А
Высокий1 Б
Голубые озёра1 А
ТрубаН/к
Зиг-заг 1 А
Кар-кар1 А
Б) совершены восхождения на вершины:
Дурная1 А
Манарага1 Б
Народа (с перевала «Высокий»)1 Б
Карпинского (с траверсом хребта)1 Б

Отчеты о походах


Молодёжный клуб "Спутник", Карелия, г.Петрозаводск,
Телефоны: (814-2) 77-08-38, 8-921-222-74-12,
E-mail: molod.klub@onego.ru

Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100