О клубе Активный отдых в Карелии О Карелии Спортивный туризм Размещение Главная

◊  Отчеты о походах
◊  Методические материалы
◊  Снаряжение для походов
◊  Статьи о путешествиях
◊  Подготовка кадров спортивного туризма

 
Отчет о походе
Карта сайта

Отчеты о походах

Отчет о лыжном путешествии 3-й категории сложности
по Кольскому п-ву (Хибины и Лавозерские тундры)
(Мурманская область, 2006 год)

Информация по маршруту путешествия:
  • Вид туризма - лыжный;
  • Категория сложности похода - третья;
  • Район проведения похода - Кольский полуостров, Хибинские и Лавозерские тундры;
  • Протяженность активной части маршрута - 188 км;
  • Общая продолжительность - 11 дней;
  • Количество ходовых дней - 10;
  • Срок проведения - 26.03.06 по 05.04.06г.

Нитка маршрута: г.Петрозаводск - ст.Имандра – р.Гольцовка – р.Меридиональный –пер.Северный Чорргор(950 1Б) – р.Петрелиуса – пер.Зап.Петрелиуса(870 1А) – р.Малая Белая – пер.Рамзая(650 н/к) – р.Поачйок – оз.Мал.Вудъявр – р.Вудъяврйок – пер.Кукисвумчорр(479 н/к) – р.Кунийок – р.Рисйок – пер.Южн.Рисчорр(780 н/к) – р.Каскаснюнйок – р.Тульйок – зал.Тульилухт – оз.Умбозеро – р.Куфтуай – пер.Куфтуай – р.Уэлькуай – оз.Сейдозеро – оз.Лавозеро – м.Арнёрк – п-ов Длинный наволок – о-ва Глубокие – п.Лавозеро – п.Ревда – г.Оленегорск – г.Петрозаводск.
Руководитель похода: Фофанова Анастасия Анатольевна, г.Петрозаводск.

Содержание отчета.
Общая смысловая идея похода:
  • Подготовка руководителей лыжных походов высшей категории сложности;
  • Повышение квалификации участников;
  • Формирование уважительного и бережного отношения к культурному наследию и природе родного края;
  • Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи и товарищества;
  • Подготовка руководителя к проведению похода четвертой категории сложности.
Варианты подъезда и отъезда:
Подъезды из Петрозаводска до станции Имандра группа выехала 26.03.06 в 11.41на поезде Москва – Мурманск, стоимость проезда 428.9 рублей.
Из Мурманска до остановки «площадка (108-й км) группа доехала на пригородном поезде: Мурманск - Ни-кель. Отправление поезда в 13.55 час., стоимость проезда – 55 рублей с одного человека. Время в пути – 2 часа. Прибытие в 17.55 час.
Отъезды – Из пос.Лавозеро до пос. Ревда идут 2 рейсовых автобуса, стоимость проезда – 49.8рублей. Из пос.Ревда до г.Оленегорск 2 рейсовых автобуса, стоимость проезда – 75.7р. Из г. Оленегорск до г. Петрозаводск группа выехала 05.04 06 в 21.01 на поезде Мурманск – Минск, стоимость проезда – 465.6 рублей. Прибытие в г. Петрозаводск 15.14.

Список участников:

Фамилия, имя Должность Макс.опыт путешествий/
макс.опыт в лыжном туризме
1 Фофанова Анастасия Анатольевна Руководитель 5у (Горный Алтай)/2Р (Карелия)
2 Горупич Михаил Валерьевич Рем.мастер 2у (Карелия)
3 Агафонова Алла Александровна Врач,завхоз 3у (Хибины)
4 Гильзунов Алексей Леонидович Зам.руководителя 4у (Мурманская обл-сть)

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:

  • В случае плохой погоды и сложной лавинной обстановки отказ от перевала Северный Чорргор(950 1Б), обход через перевал Южный Чорргор(820 н/к).Далее по основному варианту.
  • в случае плохой погоды обход перевала Южный Рисчорр через перевал Умбозерский, далее по основному варианту.
  • в случае резкого ухудшения погодных условий обход перевала Северный Тавайок и г. Тавайок, через перевал Куфтуай.

Изменения маршрута и их причины.
Маршрут был изменен на участке Умбозеро – Сейдозеро. В связи с ухудшением погодных условий было решено не идти через пер.Сев.Тавайок – г.Тавайок. Группа прошла напрямик через пер.Куфтуай.

График движения (фактически пройденный группой)

Дата Дни пути Ходовые дни Участок пути Км Способ передвижения
26.03. 1 - Петрозаводск – ст.Имандра - Поезд
27.03. 2 1 Ст.Имандра – р.Гольцовка – р.Меридиональный – пер.Сев.Чорргор(950 1Б) – р.Кунийок 20 Лыжи
28.03. 3 2 р.Кунийок - р.Петрелиуса – пер. Зап.Петрелиуса(870 1А) – р.Мал.Белая – пер.Рамзая(650 н/к) – р.Поачйок – оз.Мал.Вудъявр 24 Лыжи
29.03. 4 3 Оз.Мал.Вудъявр – р.Вудьяврийок – пер.Кукисвумчорр(479 н/к) – р.Кунийок – р.Рисйок 21 Лыжи
30.03. 5 4 Р.Рисйок – пер.Южн.Рисчорр(780 н/к) – р.Каскаснюнйок 22 Лыжи
31.03. 6 5 р.Каскаснюнйок – р.Тульйок – зал.Тульилухт – м.Голкинский – о.Березовый. 22 Лыжи
01.04. 7 6 о.Березовый – оз.Умбозеро – р.Куфтуай 21 Лыжи
02.04. 8 7 р.Куфтуай – пер.Куфтуай 8 Лыжи
03.04. 9 8 пер.Куфтуай - р.Уэлькуай – оз.Сейдозеро р. Сейдуай 12 Лыжи
04.04. 10 9 поз.Сейдозеро – р.Сейдъяврийок – оз.Лавозеро (м.Арнёрк) – п-ов Длинный Наволок. 21 Лыжи
05.04. 11 10 п-ов Длинный Наволок – пос.Лавозеро – пос.Ревда - г.Оленегорск – г.Петрозаводск. 17 Лыжи, автобус, поезд
ВСЕГО активным способом передвижения 188

Определение сложности по методике категорирования лыжного маршрута
(по сборнику «Проект доработки методики категорирования лыжных маршрутов (вариант 5), подготовил М. Васильев, с учетом предложений Н. Носкова, С. Пугачёва, О. Жигарева и Д.Тиунова.):
Характеристика маршрута: П = 188 км, t = 11 дней.
Перепад высот В = 5,4 км
Примечание: перепад высот учитывается только более 100 м в течение дневного перехода. Величину В необходимо подсчитывать включая все подъемы и спуски, а затем суммировать.

  1. Соответствие минимальной протяжённости для похода 3-й категории сложности:
    П = 188 км > П min = 180 км
  2. Соответствие минимальному количеству локальных препятствий (ЛП):
    ЛП = 2 (1А; 1Б)
  3. Техническая работа Т (по таблице 1):
    Т = 2+4=6
  4. Техническая сумма ТС:
    ТС = (В + Т) = 5,4 + 6 = 11,4
  5. Эквивалентная протяженность маршрута (ЭП):
    ЭП = П + 5 * ТС = 188 + 5*11,4 = 188 + 57 = 245 км
    что соответствует маршруту 3-й категории сложности.
    В связи с вышеизложенным, фактически пройденный маршрут соответствует 3-й категории сложности.

График движения и техническое описание:

1 день 27.03.06 Ст.Имандра – р.Гольцовка – р.Меридиональный – пер.Сев.Чорргор(950 1Б) – р.Кунийок.
Протяжённость - 20 км; Чистое ходовое время - 9 час.;
Метеоусловия: -12 град. / переменная облачность/ ветер северо-восточный: 6 м/сек.
Приехали на ст. Имандра в 7.00 часов, с поезда вместе с нами вышло ещё три группы. Осмотрев местные достопримечательности в виде разбитого магазина продуктов и заброшенного отделения почты, переложили некоторую часть вещей в сани, собрались с мыслями и в 7.44, почти рассвело, пошли вдоль железной дороги. Пройдя 300 метров, свернули налево, мимо разрушенной почты, продолжаем идти по этой лыжне. Лыжня хорошая, так как по ней уже прошло много групп. Через 2 - 2,5км лыжня подходит к реке Гольцовка, так как позавтракали в поезде, мы продолжаем движение по левому берегу реки. Лыжня понемногу стала набирать высоту, проходит почти параллельно реке Гольцовка. После впадения Меридионального ручья долина резко сужается, по берегам растет густой лес. Со среднего течения реки перевал не виден, он закрыт боковыми отрогами. В верховьях уходят вправо узкие долины левых притоков Гольцовой. Через 4км появились 2 левых притока, так как погода была хорошей, решили брать перевал Северный Чорргорр. По пути встретили много групп, в основном все делают радиальные выходы. Через 4км лес всё больше и больше редеет и через 1км остается редкий кустарник. Спрятавшись от ветра, в 12.50 решили пообедать, здесь нас догнал турист из Питера, он путешествовал один и решил присоединиться к нам. Пообедав, продолжили подъем на перевал. Погода портилась, но были просветы солнца, поэтому шли дальше. Подъем сложный, траверсировали склон последнего отрога Иидичвумчорр и вышли к началу перевального ущелья, по времени занял 4.20 минут. Подъем в лоб технически сложнее. На перевале тур находиться на возвышенности справа, искали записку, но её не было. Так как погода продолжала портиться, решили спуститься побыстрее. Оценив снежный покров на спуске с перевала, (днем солнца было мало, покров был крепкий), спуск осуществлялся по лавиноопасному склону, придерживаясь правой стороны. Первая ступень очень крутая 50-60 °, затем крутизной 30-40°. Спусковой кулуар за первым крутым участком постепенно становится положе, затем опять круто обрывается, расширяется и на почти горизонтальной террасе сходится с соседним северным кулуаром. По времени спуск занял 1.30. Добравшись до реки Кунийок, нашли хорошее место для ночевки.


2 день 28.03.06 р.Кунийок - Р.Петрелиуса – пер. Зап.Петрелиуса(870 1А) – р.Мал.Белая – пер.Рамзая(650 н/к) – р.Поачйок – оз.Мал.Вудъявр

Протяжённость - 24 км; Чистое ходовое время - 7 час. 30 мин.;
Метеоусловия: Утро: -15 град. / пасмурно / ветер юго-восточный: 2-4 м/сек;День: -12 град. /ясно/ ветра нет, Вечер: -17 град. / ясно / ветер юго-восточный: 2-4 м/сек.
Утром, оставив не нужные продукты, отправились к перевалу Западный Петрелиуса. По буранному следу шли 30 минут, пройдя между двух ламбушек, вышли на р.Петрелиуса. Вправо уходила р.Петрелиуса, а влево, поднявшись на горку, проходила дорога. Можно идти по реке, а можно по дороге. Наша группа пошла по дороге. Дорога хорошо накатана вездеходами, идти очень удобно. Она почти всегда идет параллельно реке. Спустя 20 минут, дорога подходит близко к реке, там мы и свернули на реку. По пути встретили 4 группы, пообщались и пошли дальше
От раздвоения ручья Петрелиуса сворачиваем вправо и попадаем в цирк Петрелиуса с отвесными стенами и озером на дне. Спустя 3.00 часа нашего пути останавливаемся на обед. Погода прекрасная, на обеде позагорали. Встретили группу, которая отказалась от восхождения на перевал и вернулась обратно (потом мы поняли почему).
Ущелье западного перевала просматривается только со дна цирка, ранее его загораживал склон вершины Петрелиуса. На дне цирка есть большой камень, за которым можно укрыться от ветра и поставить палатку. Ущелье расположено в южной части цирка, в месте, где сходятся склоны вершин Петрелиуса и Юдычвумчорра. Подъем начинаем, не доходя перевала вправо-вверх в направлении седловины по снежно-фирновому склону с выступающими камнями. В последней части подъема, 150 м, крутизной до 35°, склон сильно обледенел, местами голый лёд. Подъем занимает не больше часа. Сам перевал представляет собой короткое ущелье, снижающееся в сторону р.Малая Белая и поворачивающее на восток, вокруг вершины Петрелиуса. Спуск на лыжах по желобу крутизной до 15° по линии падения воды через 10 минут приводит на дно южного цирка Петрелиуса. Справа внизу хорошо просматривается долина реки Малая Белая. Продолжаем движение, подрезая склон хребта Пачвумчорр. Подъем на перевал пологий и короткий (до 25°, 100 м), по времени занимает 20 минут. Перевал - ущелье длинной 300 м и с высокими стенами. Уже во второй половине ущелья заметен наклон в сторону оз. Малый Вудъявр. Спуск по узкой долине реки Поачйок пологий и длинный, но с несколькими резкими перепадами в узких каньонах, однако не очень крутыми (до 20°). Местами долина очень узка, склоны хребта Поачвумчорр лавиноопасны. Ближе к вечеру стало холодать(-20град.). У дороги нашли хорошее место для палатки и остановились на ночевку.


3 день 29.03.06 Оз.Мал.Вудъявр – р.Вудьяврийок – пер.Кукисвумчорр(479 н/к) – р.Кунийок – р.Рисйок.

Протяжённость - 21 км; Чистое ходовое время - 6 час.;
Метеоусловия: Утро: -20град./пасмурно, мокрый снег / ветер северный: 3-6м/сек; День: -17 град. /переменная облачность / ветер северный: 5 м/сек. Вечер: -19 град. / ясно / ветер северо-восточный: 5м/сек.
С утра встали, погода оставляет желать лучшего, -20 град. Ветер прямо в лицо, снег, в вперемешку с дождем, крупными хлопьями бьет по лицу. С места ночевки вышли на дорогу прокатанную вездеходами и снегоходами. По дороге идти хорошо. Подъем на перевал Кукисвумчорр затяжной и пологий. Перевал представляет собой длинную долину (название его так и переводится), местами напоминающую ущелье, с плоским дном и крутыми стенами Кукисвумчорра и Поачвумчорра. Перевал Кукисвумчорр - прямой путь из города Кировска по долине реки Кукисйок в долину Кунийока.
От перевала до границы зоны леса 5 км. Здесь часто идет встречные лавины со склонов Кукисвумчорра и Поачвумчорра, особенно опасные весной, когда огромные массы слежавшегося снега даже проламывают лед на озерах. К середине дня распогодилось, появилось солнце, и ветер стих. Мы дошли до реки Петрелиуса и остановились на обед. Часть группы пошли забирать заброску, а мы остались любоваться видом на перевал Северный Чорргор, который 2 дня назад взяли, но так и не смогли увидеть той красоты как сейчас. По обедав, отправились в сторону перевала Юж. Рисчорр. Буранная дорога идет до перевала. Ночевка на реке Риссйок на границе ласа, пришлось строить ветрозащитную стенку, так как ветер продувал палатку на сквозь.


4 день 30.03.06 р.Рисйок – пер.Южн.Рисчорр(780 н/к) – р.Каскаснюнйок.

Протяжённость - 22 км; Чистое ходовое время - 6 час.30 мин.;
Метеоусловия: Утро: -20 град. / ясно / ветер северный: 3-5 м/сек; День: -17град. /ясно/ ветер северный: 3-5 м/сек; Вечер: -19 град. / ясно / ветер северный: 5-7 м/сек.
С места ночевки идем левым истоком, через 1.30 пологого подъема подходим под перевал, который представляет собой большую седловину с плавными очертаниями склонов. Справа и слева видны следы недавно сошедших лавин. На перевал поднимались в лоб со дна долины. Снега было много, поэтому поднимались пешком, делая себе ступени из глубокого снега. Последний участок подъема крутой (до 35°) и с выступающими камнями,преодолевался особенно тяжело. На перевальной седловине снега мало, иногда он сдут совсем. Здесь находятся обломки большого памятника. Подъем занял 1.20. С перевала легко подняться на Каскаснюнчорр и на массив Кукисвумчорра. Спуск перевала крутизной 25град. занял по времени 10 мин. Далее начинается каньон, с большими надувами по обе стороны, временами спуск очень крут (можно упасть), мы его преодолели за 2 часа. В долине реки Каскаснюнйок мы опять нашли след бурана, по этому следу можно добраться на базу КСС через перевал Умбозерский. Продолжили путь в сторону озера Умбозеро, лыжня много раз пересекает речку Каскаснюнйок, в некоторых местах речка не замерзла, в таком месте мы и остановились. Здесь развели наш первый костер и очень ему обрадовались, смогли высушить спальники и наконец-то согреть замершие и сырые ноги.

5 день 31.03.06 р.Рисйок – пер.Южн.Рисчорр(780 н/к) – р.Каскаснюнйок.
Протяжённость - 22 км; Чистое ходовое время - 6 час.45 мин.;
Метеоусловия: Утро: -20 град. / пасмурно / ветра нет; День: -14град. / пасмурно / ветра нет; Вечер: -13 град. / пасмурно / ветер юго-восточный:3-5м/сек.
Почти весь день шли по санному следу, периодически мимо нас проносились снегоходы с санями и туристами на них. По этой дороге наверняка вывозят лес, так как на ней валяется много веток, и есть следы от больших машин. Дорога идет по пересеченной местности, много крутых подъемов и спусков, а так же она пересекает речку Тульйок и через 8 км начинает виднеться озеро Умбозеро. На озере встретили группу туристов из Франции, помогли немножко разобраться в карте, пообщались и продолжили путь через мыс Голкинский и заночевали за о.Березовый. Погода портилась.

6 день 01.04.06 о.Березовый – оз.Умбозеро – р.Куфтуай.

Протяжённость - 21 км; Чистое ходовое время - 6 час.20 мин.;
Метеоусловия: Утро: -10 град. / пасмурно, снег / ветер юго-восточный: 5-7м/сек; День: -7 град. / пасмурно, снег / ветер юго-восточный: 4-6м/сек; Вечер: -10 град. / пасмурно, снег / ветер восточный 5-7м/сек.
Так как погода портилась было принято решение отказаться от прохождения через пер.Сев.Тавайок – г.Тавайок , а сразу же пойти через перевал Куфтуай. Поэтому от острова Березовый взяли азимут на железную дорогу ближе к ручью Куфтуай. На озере Умбозеро пришлось немного потоптать свою лыжню, дул сильный ветер и лыжню заметало прямо на глазах, переход по времени занял 1.45. Лавозерский массив просматривался очень плохо, было пасмурно, низкий туман и шел крупный снег.
На железную дорогу вышли в районе отрога Парганюн и продолжили путь по жезке на юго-восток. По пути остановились на обед, и один из участников отправился на разведку по железной дороге, спустя 1,5 км он увидел ручей Куфтуай. К моменту возвращения разведки был готов обед. После обеда отправились по железной дороге с соблюдением техники безопасности движения по железной дороге (дорога до сих пор рабочая). Дойдя до ручья, мы спустились к нему, виднелась старая лыжня, но не везде, чаще приходилось топтать свою. По мере прохождения приходилось много раз пересекать ручей, санки очень усложняли прохождение, да и много деревьев тоже преграждали путь, пришлось остановиться и переложить груз из санок в рюкзак. Рюкзак стал немного потяжелей, но зато ничего не цеплялось. Лагерь установили на границе леса. Погода продолжала портиться, ветер усиливался, без ветрозащитной стенки нас сдувало.

7 день 02.04.06 р.Куфтуай – пер.Куфтуай
Протяжённость - 8 км; Чистое ходовое время - 4 час.;
Метеоусловия: Утро: -13 град. / пасмурно , снег / ветер северный: 10-12м/сек; День:-15град. / пасмурно, снег / ветер северный: 11-13м/сек; Вечер: -15 град. / пасмурно, снег / ветер северный 8-10м/сек.
Погода оставляет желать лучшего, сильный встречный ветер, снег в лицо, видимость тоже ограничена. Передвигаемся на короткой дистанции, чтобы не потеряться. Вчерашнюю лыжню полностью засыпало снегом и ее совсем не видно. Берем азимут на перевал и движемся по нему. С одной стороны на нас нависали карнизы с отрога Куфтнюн и горы Маннепахк, а с другой стороны горы Паргуайв. Вначале видимость была 200м., затем 100м. Когда мы подошли к первому подъему, видимость еще ухудшилась. Подъем штурмовали по лавиноопасному склону, пришлось распустить лавинные ленты, а на верху было еще хуже. Видимость стала 50 м., ветер не стихал, решили остановиться на обед и переждать погоду, вдруг распогодиться. Для обеда пришлось сделать стенку от ветра, так было уютней. Во время обеда сделали разведку, она привела нас в тупик, но так как ничего не видно, решили переночевать перед вторым подъемом на перевал Куфтуай. Постарались выбрать наиболее безопасное место для ночевки и разбили лагерь. Для этой ночевки стенку пришлось делать по всему периметру палатки, потому что ветер очень сильный гулял кругом, а время у нас было предостаточно, чтобы ее сделать.

8 день 03.04.06 пер.Куфтуай - р.Уэлькуай – оз.Сейдозеро р. Сейдуай

Протяжённость - 12 км; Чистое ходовое время - 5 час.;
Метеоусловия: Утро: -13 град. / пасмурно , снег / ветер северный: 10-12м/сек; День:-15град. / пасмурно, снег / ветер северный: 11-13м/сек; Вечер: -15 град. / пасмурно, снег / ветер северный 8-10м/сек.
В 9.00 выглянули из палатки, погода по-прежнему была плохой. Ближе к 12.00 часам ветер стал стихать, мы начали готовить обед. К 15.00 часам распогодилось, появилось солнце, ветер совсем стих и мы были готовы к выходу. Не смотря на плохую погоду, мы не промахнулись, а здесь это так легко сделать, перевалы одинаковые по высоте с вершинами и все мешается в одну кучу, сплошное плато вокруг. С перевала отлично видно оз. Сейдозеро, его красота поражает даже младенца. Все реки в округе стекаются в это красивейшее озеро. Сейдозеро было близко, но путь к нему оказался не простой.
Спуск с перевала осложнен тем, что снег местами рыхлый, местами появляется наст, а местами и вовсе сдут с горы, по времени занял 1.30. Лыжи натыкаются на камни, очень тяжело что-либо с ними сделать. Далее стал появляться редкий лес. Продолжали идти по ручью Уэлькуай, лыжню топтали сами, глубиной 25 см., мешали идти поваленные деревья, большие кочки, и многочисленные короткие спуски и подъемы. При выходе из зоны леса на Сейдозеро, трудно не заметить огромную скалу, похожую на большой бараний лоб – она называется скала «КУЙВЫ», полюбовавшись красотой этой скалы, продолжили топтать лыжню. На ночевку встали у ручья Сейдуай.

9 день 04.04.06 оз.Сейдозеро – р.Сейдъяврийок – оз.Лавозеро (м.Арнёрк) – п-ов Длинный Наволок.

Протяжённость - 22 км; Чистое ходовое время - 5 час.;
Метеоусловия: Утро: -8град. / переменная облачность / ветер южный: 3-5/сек; День: -4град. / ясно / ветер южный: 1-3/сек; Вечер: -6 град. / ясно / ветра нет.
Проснувшись рано по утру, позавтракали, и окрыленные дорогой домой мы вышли в сторону озера Лавозеро. По озеру Сейдозеро лыжню топтали глубиной 10см, шлось хорошо, так как погода налаживалась, и кое-где появлялось солнце. По пути встретили группу на снегоходах, так же еще по пути нам встретился работник заказника и записал наши данные. Из озера Сейдозеро на оз. Лавозеро есть хорошая лыжня, накатанная снегоходами она идет от поста егеря к дому телефониста. К 11.00 часам на небе не было ни облачка, лучи солнца слепили глаза.
На оз. Лавозеро много следов от снегоходов, по ним очень удобно идти, потому что снег плотно укатан и не проваливается. Длинные мысы можно не обходить, а идти прямо по середине, растительность позволяет. На ночевку встали на п-ове Длинный Наволок.

10 день 05.04.06 п-ов Длинный Наволок – пос.Лавозеро – пос.Ревда – г. Оленегорск – г. Петрозаводск
Протяжённость - 17 км; Чистое ходовое время - 3 час.50 мин.;
Метеоусловия: Утро: -10 град. / ясно / ветра нет; День: -12 град. / ясно / ветра нет
Утром встаем не спеша, зная, что автобус в пос. Ревда идет в 17.40. Продолжаем движение по санному следу, погода хорошая. Выходим к окончанию дороги, по которой шли еще 4 км до пос. Лавозеро.
В 17.40 сели на автобус Лавозеро – Ревда, в 18.10 пересели на автобус Ревда – Оленегорск, затем, в 21.01, сели на поезд г. Оленегорск – г. Петрозаводск.

Всего пройдено на лыжах - 188 км.

Потенциально опасные участки на маршруте.

  • Прохождение перевала Северный Чорргор, на спуске лавиноопасный склон, первая ступень крутизной 50-60 градусов, а последующий спуск 30-40 град.
  • Перевал Западный Петрелиуса – последняя часть подъема обледеневшие камни и местами фирн.
  • Прохождение ущелья после перевала Южный Рисчорр, справа и слева нависает много карнизов, которые могут сорваться в любой момент.
Выводы и рекомендации
  1. Маршрут корректировался постоянно по ходу движения исходя из состояния группы, погодных условий, по тактическим и стратегическим соображениям, обеспечивающим безаварийное прохождение маршрута.
  2. Все участники группы успешно преодолевали все препятствия.
  3. Успех в прохождении данного похода обеспечила физическая и психологическая подготовка всех участников.
  4. Хорошо подобранное полноценное четырёх разовое питание позволяло идти быстро и долго.
  5. Самое благоприятное время для лыжных походов - март и апрель. Снежный покров в эти месяцы достигает 50-70 см, он гораздо плотнее, чем в начале зимы. Метели и морозы редки. Но в горах нужно быть особенно внимательным. Весной возрастает опасность лавин.

Отчеты о походах


Молодёжный клуб "Спутник", Карелия, г.Петрозаводск,
Телефоны: (814-2) 77-08-38, 8-921-222-74-12,
E-mail: molod.klub@onego.ru

Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100