О клубе Активный отдых в Карелии О Карелии Спортивный туризм Размещение Главная

◊  Отчеты о походах
◊  Методические материалы
◊  Снаряжение для походов
◊  Статьи о путешествиях
◊  Подготовка кадров спортивного туризма

 
Отчет о походе
Карта сайта

Отчеты о походах

Отчет о водном путешествии 2-й категории сложности
по реке Кереть
(Карелия, 2000 год)

Информация по маршруту путешествия:
  • Вид туризма - водный;
  • Вид передвижения - РАФТ;
  • Категория сложности похода - вторая;
  • Район проведения похода - Карелия, Лоухский р-он;
  • Протяженность активной части маршрута - 162 км;
  • Общая продолжительность - 13 дней;
  • Количество ходовых дней - 8;
  • Срок проведения - 13- 25.06.2000г.

Нитка маршрута: оз.Кереть (озера: Нален, Рухнаволок, Куккуре, Северное, Плотничное, Нюкки) – р.Кереть (озера: Петриярви, Нижнее Ламба, Керчуг, Травяное, Новое, Осиновое, Кривое, Варацкое) – мост автодороги Чупа – Плотина.
Руководитель похода: Серёгин Андрей Генрихович; адрес: 185001, г.Петрозаводск, ул.Краснофлотская, д.32, кв.5, телефон – 77-08-38.

Содержание отчета.
Подъезды – от Петроазводска на поезде ст.Беломорск, оттуда на автотранспорте до оз.Кереть к началу маршрута (55 км)
Отъезды – от моста автодороги на п.Чкаловский на заказном автобусе до п.Лоухи (80км), на поезде до Петрозаводска

Список участников:

Фамилия, имя Должность
1 Серёгин Андрей Руководитель
2 Хетагуров Юрий Зам. руководителя
3 Курило Сергей Участник
4 Мазаев Антон Участник
5 Бочков Павел Участник
6 Рассохина Мария Участник
7 Юсупова Ирина Участник
8 Распутин Алексей Участник
9 Дога Александр Участник
10 Фрфанова Анастасия Участник
11 Петров Игорь Участник
12 Жилинский Игорь Участник
13 дзюба Антон Участник

График движения и техническое описание:
1 день 13.06.00. Петрозаводск – п.Лоухи (поезд)

2 день 14.06.00. Лоухи - оз.Кереть (южная бухта)(автобус),южная бухта оз.Кереть - оз.Нален
Протяжённость - 10 км; Чистое ходовое время - 4 час. 30 мин.;
Метеоусловия: Т (день) = + 8-10 град., низкая облачность
При сильном встречном ветре удалось пройти до середины озера Нален. На мысах встречаются небольшие стоянки. 1-я оборудованная стоянка с седаками встретилась на самой южной оконеночности оз.Вечаны и напротив него.


3 день15.06.00. оз.Вечаны (северный залив, изба)
Протяжённость - 15 км; Чистое ходовое время - 6 час. 30 мин.;
Метеоусловия: Т (день) = + 8-10 град., низкая облачность, Т (ночь) - 0 град., выпал снег
Вдоль восточного берега оз.Вечаны встречается много оборудованных стоянок, много живописных мест.

4 день16.06.00. Дневка, восхождение на гору Вечаны
Протяжённость - 3 км; Чистое ходовое время - 3 час. 30 мин.;
Метеоусловия: Т (день) = + 8-10 град., дождь
Восхождение на гору Вечаны.

5 день17.06.00. оз.Вечаны - оз.Гирвас
Протяжённость - 21 км; Чистое ходовое время - 5 часов;
Метеоусловия: Т (день) = + 10-12 град., переменная облачность, вечером ясно
Хорошие стоянки встречаются почти на всех островах, только на их западном берегу.

6 день 18.06.00. оз.Гирвас - р.Кереть, турбаза "Слюдинка"
Протяжённость - 18 км; Чистое ходовое время - 6 час. 30 мин.; Метеоусловия: Т (день) = + 8-10 град., переменная облачность
Из озера Северное в озеро Плотничье есть два пути: 1-й - в обход мыса, 2-й - через заросший канал, где в большую и среднюю воду можно протащить суда. Посередине пути есть небоьшое озерцо. В истоке реки справа - небольшая стоянка. Переночевать можно на турбазе "Слюдинка".

7 день19.06.00. Дневка (сауна)
Метеоусловия: Т (день) = + 10-12 град., переменная облачность
Отдых, сауна.


8 день 20.06.00. База "Слюдинка" - оз.Долгое

Протяжённость - 21 км; Чистое ходовое время - 5 часов;
Метеоусловия: Т (день) = + 10-12 град., переменная облачность
Под ж/д мостом течение реки усиливается, необходимы маневры между затопленными бревнами. На берегах озер встречаются небольшие рыбацкие стоянки. Порог № 1 начинается в конце озера Петриярви перед озером Нижняя Ламба после поворота реки на запад. Порог № 2 начинается за озером Нижняя Ламба после поворота реки на запад. через 80м начинается порог № 3, через 450 м. - порог № 4 "Кривой порог", за которым сразу несложный порог № 5. Справа от порога - стоянка. Перед впадением реки в озеро Долгое справа, на высоком берегу - стоянка. В конце озера на западном берегу острова есть не очень уютная стоянка.

9 день 21.06.00 оз.Долгое - оз.Осиновое

Протяжённость - 35 км; Чистое ходовое время - 8 час. 30 мин.;
Метеоусловия: Т (день)=+10-12 град., переменная облачность.
Живописные берега и несколько хороших стоянок встречаются на северном берегу озера Керчуг. перед озером порог № 6. Хорошая стоянка на озере справа. Вдоль озера Травянистое хороших оборудованных стоянок нет. Следующая серия порогов начинается после впадения ручья из озера Кривасозеро после резкого поворота реки на запад. Пороги № 7, 8, 9 следуют один за другим. Наиболее сильный из них "Мураш". Справа после впадения реки в озеро Новое луга и красивые места, в том числе и для ночесок. После озера перед автомобильным мостом несложный порог № 10. Следующая неудобная стоянка на левом берегу озера осиновое перед деревней. В деревне есть электричество, магазинов нет.

10 день 22.06.00 оз.Осиновое - оз.Варацкое
Протяжённость - 18 км; Чистое ходовое время - 6 часов;
Метеоусловия: Т (день)=+8-10 град., низкая облачность.
До озера Варацкое встречаются не очень живописные оборудованные стоянки. После озера Кривое - порог "Долгий" в две ступени № 11 и 12. Через 4 км серьезный порог № 13 "Варацкий". В конце порога автомобильный мост. через 2 км красивое озеро Варацкое. Здесь на островах есть несколько хороших стоянок. Рекомендуется сделать дневку и осмотреть соседние острова, подняться на обзорные вершины.

11 день23.06.00. Дневка
Метеоусловия: Т (день) = + 12-14 град., переменная облачность
Дневка, экскурсия по юго-западному побережью озера (6 км).

12 день 24.06.00 оз.Варацкое - мост по дороге на Чкаловский. Отъезд в Лоухи.
Протяжённость - 15 км; Чистое ходовое время - 4 час. 30 мин.;
Метеоусловия: Т (день)= +12-14 град., переменная облачность.
На выходе из озера порог № 14. Порог № 15 "Краснобыстрый" через 1,5 км. на повороте реки налево, слева перед порогом стоянка. Через 2,5 км несложный порог № 16 "Масляный2, еще через 1,5 км - очень красивый и интересный порог № 17 "Павловский". Сразу за которым через 500 м следует последний на нашем пути порог № 18 "Колупаевский".
С места окончания на заказном автобусе уезжаем в Лоухи. Оттуда на поезде отправляемся в Петрозаводск.

13 день 25.06.00. п.Лоухи - Петрозаводск (поезд)

Всего пройдено - 162 км.

Описание порогов

Порог № 1.
(Длина (Д) - 80м, ширина (Ш) - 8-10м., Категория сложности (к.С.) - I)
Находится в конце оз.Петриярви перед оз.Нижняя Ламба. Проход узкий по левой от острова протоке, по берегам камни и бревна. Можно проходить без осмотра.

Порог № 2.
(Д - 150м, Ш - 20м., к.С. - II, осмотр справа)
Начало порога - поворот направо. На заходе - островок. Идти правой протокой по струе. При повороте налево уходить от прижима, прижимаясь к левому берегу, уходить от камней. На выходе - остров, идти слева по струе.

Порог № 3.
(Д - 40м, Ш - 50м., к.С. - II, осмотр слева)
Начало через 80м после порога № 2. Идти по струе, прижимаясь к левому берегу. Справа на повороте - бочка.
Порог № 4 "Кривой".
(Д - 300м, Ш - 10м., к.С. - II, осмотр справа)
Через 800м после порога № 3 (в конце плеса начинается спокойной шиверой при повороте направо порог "Кривой". Можно пройти первыйповорот направо и причалить к правому берегу для осмотра. Для менее подготовленных групп зачаливаться заблаговременно в конце плеса перед поворотом направо. Струя, разгоняясь, поворачивает направо в обход скалы. После поворота необходимо пересечь струю, уходя к левому берегу. Затем продолжить движение по струе, уходя от мели на левом берегу реки. Выход узкий.

Порог № 5.
(Д - 40м, Ш - 60м., к.с. - I, без осмотра)
Через 100м после порога № 4. Небольшой слив среди камней. Заход по центру по струе левым берегом. Сразу (80 м) за порогом справа на высоком берегу хорошая стоянка.
Порог № 6.
(Д - 60м, Ш - 20м., к.С. - I, без осмотра)
Находится в северо-западной части оз.Долгое. Сильная прямая струя. Проходить по центру.

Порог № 7.
(Д - 200м, Ш - 40м., к.с. - I, осмотр справа)
Порог находится на повороте реки на разливе около автотрассы Мурманск-Санкт-Петербург. На заходе много мелких камней. Четко выраженной струи нет. После первого прямого участка поворот струи налево под углом более 90 град. Справа улово с водоворотом. После поворота налево четко выражен язык струи. Заход сначала между камнями, далее путь выбирать по ситуации, завершение прохождения порога по центру струи.

Порог № 8.
(Д - 200м, Ш - 60м., к.с. - II, осмотр справа)
В конце разлива - порог. Скорость течения реки увеличивается постепенно, и после поворота направо резко усиливается. Заход по центру, затем идти по струе. Посередине порога у левого берега горомная глыба. Прижиматья к ней. Выход по струе среди многочисленных подводных камней.

Порог № 9 "Мураш".
(Д - 400м, Ш - 30м., к.с. - II-III, осмотр справа)
Начало - спокойное течение реки. Здесь необходимо причалить для осмотра (осмотр обязателен!). После поворота направо скорость течения резко увеличивается. Напротив скал на левом берегу начинается ряжевая стенка, которая идет вдоль потока.Здесь же начинаются мощные валы. За ряжевой стенкой - поворот налево на 90 град. Скорость течения реки не уменьшается. Река течет среди скалистых берегов, поворачивает направо почти на 90 град. Идти по центру.

Порог № 10.
(Д - 200м, Ш - 60м., к.с. - I, осмотр справа)
Порог находится в 3 км от ж/д моста. Идти правой протокой по струе, обходя многочисленные подводные камни.

Порог № 11 "Долгий".
(Д - 40м, Ш - 40м., к.с. - II, осмотр слева)
Струя, сильно разгоняясь, сваливается с плиты высотой 1 м. За плитой высокие валы. Слева улово. Затем поворот направо. Слева гряда камней. За ней - поворот налево. Начинается порог № 12.

Порог № 12 "Долгий".
(Д - 2км, Ш - 80-100м., к.С. - I, без осмотра)
Река делает несколько повротов, струя переваливается с одного берега на другой. Идти по струе в обход надводных и подводных камней.


Порог № 13 "Варацкий".
(Д - 400м, Ш - 60м., к.с. - III, осмотр слева)
Начинается через 4 км после порога "Долгий2. Полсе длинного плеса река упирается в поляну со скалками. Это порог № 13. Река поворачивает налево. Через 150м после поврота - гряда камней с оствровом посередине. Проходить по струе в 2-3 м левее острова. На сливе большой пульсирующий вал, после которого струя уходит под левый берег. Справа под мостом улово. Под мостом пульсирующий вал высотой 0,8м. Далее русло реки сильно расширяется, разбиваясь на три рукава. проход - резкий поврот направо под правый берег, уходя от отмели.

Порог № 14.
(Д - 100м, Ш - 60-80м., к.С. - I, без осмотра)
Порог находится на выходе реки из оз.Варацкое. Его шум слышен с озера. Проходить по струе по центру. В конце порога островок, проходить левой протокой.

Порог № 15 "Краснобыстрый".
(Д - 200м, Ш - 60м., к.с. - II-III, осмотр слева)
Перед порогом справа хорошая стоянка. Заход под левым берегом. Идти по струе через пульсирующий вал под левым берегом, затем по струе между тремя бочками, расположенными в шахматном порядке. На выходе уходить по правый берег.

Порог № 16.
(Д - 250м, Ш - 60м., к.С. - II, осмотр справа)
Между порогом 15, 16 небольшая шивера. В пороге сильна струя в правой части русла реки. Заход по центру. В конце выход под левый берег.


Порог № 17.
(Д - 250м, Ш - 50- 60м., к.с. - II, осмотр справа)
Начинается через 500 м после порога № 17. Издалека видны его ворота - скалы на правом и левом берегу напротив друг друга. На подходах мелкие перекаты. Заход по центру. Между скалами течение усиливается. Идти по струе, маневрируя среди камней. Больших бочек и валов нет. Порог заканчивается, постепенно утихая. Пройдя узким местом между островами, можно увидеть деревянный мост автодороги Чупа - Плотина.

Порог № 18.
(Д - 800м, Ш - 60м., к.с. - II, осмотр справа)
Начинается через 1,5 км после порога № 16. После поворота направо течение усиливается, струя прижимается к скале на левом берегу. Затем сваливается с поперечной плиты, образуя бочку на всю ширину реки. Возможен простой проход по струе под самым правым берегом. Заход по центру. Приповороте направо прижиматься к правому берегу и уходить по струе в обход всех бочек. Выход по струе справа от острова.

Информация о районе путешествия

Лоухский район расположен на севере Республики Карелия. Район граничит с Кемским и Калевальским районами, Мурманской областью, на западе с Финляндией, на востоке граница проходит по побережью Белого моря. Площадь - 22,5 тыс.кв.км, из которой лес-12,6 тыс.кв.км. Население района составляет 23,3 тыс.чел., в т.ч. занято в экономике 8,5 тыс.чел. В районе 28 населенных пунктов, в том числе 3 поселка городского типа: районный центр п.Лоухи, поселки Чупа и Пяозерский. На территории района расположены два крупных озера: Пяозеро и Топозеро, в которых имеются промысловые виды рыб, а также создан Национальный парк "Паанаярви".
Историческая справка.
Русские переселенцы заселили будущую Керетскую волостку (ныне территория Лоухского района) в XIII веке. Поселение русских в северной Карелии сыграло положительную роль: осваивались новые, богатые рыбой и зверем территории, развивалось земледелие, зве-робойный промысел, железоделание и солеварение, совершенствовалось судостроение. В XVI веке Кереть представляла собой своеобразный промышленно-экономический центр, основными промыслами которого были солеварение, рыбный и зверобойный, добыча слюды – мусковита, добыча жемчуга. Во второй половине XIX века на севере Карелии все больший размах получают лесозаготовки и лесопиление. Один за другим возникают в Поморье лесопильные заводы. С началом первой мировой войны лесная промышленность, составлявшая основу экономики Беломорья, оказалась в тяжелом положении. Вызвано это было мобилизацией в армию, прекращением экспорта леса, началом строительства Мурманской железной дороги, которое оттягивало рабочую силу. В 1914 году, уже в начале строительства, была основана станция Лоухи.
В переводе с финского "Louhi" означает "добывать", "разрабатывать", "взрывать ска-лу"; /kko – "куча", "груда камней"; "louhus" ? "каменоломня", "карьер". Известно, что на протяжении всей строящейся железнодорожной магистрали карьеров и каменоломен было неисчислимое множество. Не исключено, что где-то поблизости как раз находился такой карьер, давший название поселку.
Среди старожилов бытует и другая версия. Они считают, что станция получила свое название из карело-финского эпоса "Калевала", где действует злая старуха Лоухи, хозяйка Похьелы – страны холода и мрака.По мнению калевальцев именно здесь где-то должна была жить старуха Лоухи.
Районным центром поселок Лоухи стал в 1927 году в результате административной реформы, когда в Карелии вместо 7 уездов и 55 волостей было организовано 26 районов, в том числе Лоухский.
Кереть. В устье реки Кереть располагалось старинное поморское село Кереть. Название Кереть происходит от саамского слова "гиера", что означает - вершина горы. В актах Соловецкого монастыря 1520 года от 12 октября имеется купчая на угодья по реке Керети.
Издавна в Керети ловили семгу. Керетское семужье стадо - особенное. Мясо этой семги отличается особой нежностью. Добывалась семга для Соловецкого монастыря. Об этом рассказывают рукописи еще 16 века.
Финский фольклорист Элиас Леннрот приезжал в Кереть на неделю в феврале 1837 года. В своем дневнике он отмечал: "Основной промысел жителей Керети - рыболовство. Начиная с середины и до конца мая через Кереть тянутся обозы. Едут люди в Кандалакшу и оттуда к Ледовитому океану на рыбную ловлю. Лен и коноплю закупают. Картофель совсем не сажают, либо сажают ничтожно мало. Говорят, в церкви хранятся мощи некоего Варлаама."
По преданию заступник северных мореходов преподобный Варлаам был родом из Керети. Соврешив тяжкий грех, Варлаам ушел на баркасе в открытое море. На берег он больше не вернулся, скитаясь по волнам Баренцева и Белого морей, предав себя воле Божьей. Русские и норвежские мореходы часто встречали загадочного скитальца, не выпускающего из рук весел в любую погоду. По кончине тело преподобного было перевезено в Кереть, где и захоронено с востока от алтаря церкви Св. Георгия Победоносца. Известны случаи его чудесного заступничества за попадавших в беду мореходов, когда он, являясь им, укреплял их и помогал справиться со штормом... При этом он всегда называл себя и заповедовал ехать в Кереть и там помолиться в благодарность о спасении. Постепенно в поморском люде сложилась твердая уверенность, что преподобный Варлаам, сам хорошо узнав, что такое северные моря и как страшно бывает мореходам, попавшим в беду на море, не оставит призывающего на помощь, заступится и спасет.
Село славилось также добычей речного жемчуга. Во времена Ивана Грозного в реке Кереть "освежали" потускневший жемчуг. Легенда рассказывает, что царские жемчужины были надеты на шею девушке. А та регулярно купалась в Керети 101 ночь, после чего жемчужины ожили вновь...
Промысел жемчуга в старину считался доходным занятием. При Петре I крупная жемчужина стоила от 80 до 100 рублей. Добыв с десяток ювелирных зерен, ловец мог обеспечить себе сносную жизнь на целый год. Но отыскать места в северных реках, где водились бы раковины с крупными зернами, было непросто. Кроме того, не во всех раковинах жемчуг оказывался качественным. Поэтому, добыв горсть драгоценных зерен, жемчуголов высыпал их на чайное блюдце и начинал катать. Те зерна, которые катались и вертелись на блюдце, отбирались, затем самые крупные, "скатенью" называемые, отсортировывались, а оставшиеся шли на домашние поделки. В 1879 году братья купцы Савины соорудили лесопильный завод на каменном острове рядом с Керетью. Работал завод при помощи паровой машины, было три лесопильных рамы.
По данным Архангельского губернского продовольственного комитета, в ноябре 1918 года в Керетской волости Кемского уезда проживало 2356 жителей обоего пола. Плотность населения составляла на одну версту - 0,4 человека. Площадь села Кереть была 237,8 десятины земли, 139 дворов, жителей обоего пола 448 человек (Пулангский - 26 десятин земли, 5 дворов, 31 житель), рабочего скота - 81, нерабочего скота - 938, одна школа, три кооператива, санитарный пункт, церковь, почтово-телеграфное отделение.
Шли годы. Кереть увеличилась. В 1935 году в Керети проживал 1121 житель. В этот же период в Чупе проживало 1228 жителей, в Лоухи - 396 человек. Было около 300 домов, улицы были покрыты досками, дома двухэтажные, двухъярусные амбары с огромными колесами - воротами для поднятия клади.
В 1960 году был ликвидирован колхоз "Красный рыбак", закрыты школа, больница, магазин, хлебопекарня, библиотека. Упразднен сельский совет. Большинство жителей стали перебираться в Чупу и Лоухи. По истечении четырехсот с лишним лет старинное поморское село Кереть прекратило свое существование.

Описание маршрута.

По озеру Кереть.
Маршрут по озеру Кереть начинается в одном из юго-восточных заливов недалеко от трассы (в 45 км, включая отворот к п.Лоухи): Мурманск – Санкт-Питербург. Примерно через 40 км слева к дороге подходит в плотную линия ЛЭП. Отворот к началу маршрута сразу за знаком "Примыкание дороги справа" – это единственная в этом месте лесная дорога в сторону озера. Через 2 км она выходит на полуостров к одному из заливов. По середине дороги одна единственная развилка: налево – подъезд к самой воде, но неудобное для длительной остановки место (мало дров) продуваемое ветрами от юго-восточного до западного направления; направо – к самой воде подъедет не каждая машина и 300 м вещи надо нести на себе, зато здесь в сосновом бору красивое место для сбора судов и ночевки закрытое практически от всех ветров.
Озеро Кереть разделено на несколько озер, имеет сильно изрезанную береговую линию с большим количеством островов, узких проливов и заливов растянутых по направлению запад – восток.
Наиболее интересный маршрут (см. схему) проходит вокруг острова Вичаны с посещением его островов в северной бухте, через озера: Нален и Рукнаволок. через острова: Эртен, Кулан, Кукура, Гирвас и далее к озеру Северному и Плотничному вдоль восточного побережья озера. На протяжении всего пути встречаются оборудованные туристские стоянки (костровища, места под палатки, седаки). Как правило, особенно в открытой части озера, они расположены на мысах с восточной стороны островов и материка, берег озера не высок, скальные выходы встречаются не часто; но тем не менее есть интересные обзорные точки: юго-западная вершина горы Вичаны, острова – Кукура, Матюши, Реутошуари, скалы в узком проливе северо-западнее о.Гирвас.
Продвигаясь по маршруту всегда можно быстро укрыться от внезапно налетевших ветров за островам и в глубине заливов, так как все они не широки. Возможно изменение нитки маршрута при обходе о.Вичаны и в случае западного сильного западного ветра обходить его восточной стороны, сделав волок в местечке "развалины Вичаны", непосредственно попадая в глубину заливов в озеро Кукон.
На островах озера Кереть можно встретить северных оленей.
При переходе из озера Северное в озеро Плотничное возможно не обходить длинный мыс разделяющий эти два озера, а сделать "волок" (протащить суда через протоку с небольшим озером) в наиболее узком месте мыса, сократив тем самым путь в 5 км. С озер Куккура и Северное вдали на северо-западе хороша просматривается гора Калгувара. Река Кереть вытекает из оз.Плотничное в его северо-западной части, которое плавно переходит в озеро Нюкки.
На северном побережье озера Нюкки в живописном месте находится турбаза "Слюдинка", которая предлагает туристам: благоустроенные 3-х и 4-х местные домики, сауну, оборудованные места под палатки и костровища, место для приготовления пищи под навесом, прокат туристского снаряжения, водные велосипеды, волейбольную и футбольную площадки. Здесь можно пополнить свои запасы в продуктовой лавке. На турбазе можно получить консультацию по маршрутам, медицинскую помощь, оказать транспортные услуги при движении по маршруту, организовать водное путешествие по озеру и реке Кереть, РАФТинг по наиболее порожистому участку реки. Водное путешествие по озеру Кереть лучше всего совершать на 4-х, 5-ти местных пластиковых лодках – это наиболее безопасное и быстроходное средство передвижения или на универсальных судах "озеро-река" – надувных 6-ти, 8-ми местных надувных лодках (РАФТ) организованными спортивными или плановыми туристскими группами под руководством опытных инструкторов.

По реке Кереть.
Река Кереть вытекает из одноименного озера Кереть, состоящего из многочисленных озер. Общая протяженность маршрута по реке до Белого моря – 90 км. Порожистые участки реки чередуются с живописными озерами: Нюкки, Петриярви, Ниж.Ламба, Долгое, Керчуг, Травяное, Новое, Осиновое, Кривое, Варацкое. При прохождении марщрута по реке удачно сочетаются азарт спортивного сплава, отдых и уединение в глуши северной природы.
Река пользуется огромной популярностью среди любителей водных путешествий об этом свидетельствуют многочисленные туристские стоянки в наиболее живописных местах на озерах и реках. На протяжении всего маршрута хорошо ловиться рыба (надо всего лишь не забыть приобрести лицензию на лов рыбы, в том числе - красной), много грибов и ягод.

Отчеты о походах


Молодёжный клуб "Спутник", Карелия, г.Петрозаводск,
Телефоны: (814-2) 77-08-38, 8-921-222-74-12,
E-mail: molod.klub@onego.ru

Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100