О клубе Активный отдых в Карелии О Карелии Спортивный туризм Размещение Главная

◊  Отчеты о походах
◊  Методические материалы
◊  Снаряжение для походов
◊  Статьи о путешествиях
◊  Подготовка кадров спортивного туризма

 
Статьи о путешествиях
Карта сайта

Статьи о путешествиях

О походе 5 к.с. по Горному Алтаю

25 августа 2003 года группа туристов города Петрозаводска выехала на Алтай, чтобы совершить пешее путешествие 5-й категории сложности. Участниками похода стали: представители туристского клуба "Сампо" Петрозаводского университета - Роман Лях, Александр Калачёв, Вадим Карабешкин, Павел Хренников и представители молодёжного клуба "Спутник" Республиканского центра детского и юношеского туризма - Анна Каткова, Анастасия Фофанова, Андрей Серёгин (он же, в том числе, выпускник т/к "Сампо"). О походе и важности этого события для развития пешеходного туризма в Карелии рассказывает его руководитель - Серёгин Андрей.

Организация и проведение походов высшей категории сложности и участие в Чемпионате России в последние годы - не столь частое явление. Это объясняется тем, что потенциальные руководители, которые имеют право руководить такими походами - или закончили свою спортивную деятельность, или заняты заботами о "хлебе насущном" и не могут выделить время и денежные средства на организацию столь затяжных и дорогостоящих мероприятий. В течение последних 10-ти лет стала заметно угасать преемственность поколений, когда постепенно возрастающий опыт руководителей походами 4-й, 5-й категории сложности передавался его участникам, и неуклонно подрастал класс мастеров. Нынешнее поколение рвётся в бой, ему необходима срочная реализация своих сил и возможностей. Получив необходимый опыт проведения сложных походов, оно может самостоятельно планировать свои маршруты. А планировать их стало гораздо сложнее. Дело в том, что ранее обширная география горных районов бывшего СССР значительно сократилась: отошли к странам СНГ или стали криминогенными горные района Кавказа и Средней Азии, остались из близких - Приполярный и Полярный Урал, Алтай и горные районы Забайкалья. Из них наиболее привлекательным становится Горный Алтай. Именно здесь можно испытать себя, пройдя сложные скально-ледовые перевалы, преодолеть вброд бурные потоки горных рек, пересечь глубокие трещины ледников, в полную силу прочувствовать любовь к жизни, надёжную страховку, плечо друга и насладиться невиданной красотой белоснежных гор.

Участники будущего путешествия по Горному Алтаю преследовали различные цели: повышение спортивного мастерства, изучение столь далёкого и недоступного горного района, реализация своего ранее накопленного опыта прохождения сложных скальных и ледовых перевалов, выполнение спортивных разрядов, участие в Чемпионате России.

Итак, всё необходимое снаряжение докуплено в Москве, позади два с половиной дня времяпрепровождения в вагоне, и мы в городе Бийске - стартовой площадке для заключительного броска в горы. Бизнес организации туристских услуг здесь не отстаёт от потребностей рынка, и нас с шиком в течение 8-ми часов микроавтобус привозит в отдалённый населённый пункт Алтайского края - посёлок Тюнгур. Дальше дороги нет. Переночевав в палатках на территории туристской базы, и, переправившись на пароме через реку Катунь, мы отправляемся в путь. Первым, самым главным препятствием для нас стал проход на территорию заповедника, по которому у нас по плану проходила одна треть кругового маршрута. К счастью, лесники, по случаю завершения сезона, накануне нашего прихода разъехались по домам, и путь оказался открытым. Оставив заброску с ненужными для нас продуктами, окрылённые успехом, мы заспешили вверх по тропе - на встречу своему первому перевалу.

Чтобы было понятно всем, кто нашёл время прочитать эту заметку объясняю, что заброска - это, когда участники похода, уходя на кольцевой маршрут, прячут среди камней, убрав в мешки, ненужные на предстоящем участке путешествия продукты, вещи и снаряжение, и все семь дней страшно переживают об их сохранности; клянут грызунов, любопытных охотников, работников заповедника и голодных туристов. Потому, что там есть всё: выпить и закусить.

Непосильная тяжесть рюкзаков, пот, застилающий глаза, бесконечные подъёмы, буреломы, радость завершения рабочего дня - остались позади, перед нами наш первый перевал "ПГПИ". Ощущение такое, что перед нами скальная стена, изрезанная многочисленными трещинами. С вечера навешиваем часть перильной страховки и, проведя остаток вечера в палатке, с мыслями о предстоящем прохождении перевала укладываемся спать.

Перила - страховочная верёвка, закреплённая при помощи специальных узлов и крючьев к склону. Поднимаясь по нему, участник восхождения, используя специальное альпинистское снаряжение, закрепляет себя через обвязку к перилам, и в случае срыва он надеется, что эта верёвка его удержит от падения в пропасть.

Утром, как только светает, мы уже на ногах. Непродолжительные сборы, и группа выходит на штурм. Все участники идут аккуратно, проходя по перилам по очереди. Рисковать нельзя, это наш первый перевал и от того, как мы его пройдём, зависит наша уверенность прохождения всех оставшихся перевалов. Через 3 часа напряжённого труда перевал взят. Спускаемся тоже по очереди, периодически раздаются крики: "Камни!". Наконец мы внизу, все живы и здоровы, настроение приподнятое.

Назавтра программа труднее - за один день пройти три категорийных перевала.

Категорийный перевал (для Алтая) - перевал повышенной сложности. Он, как живой организм, который чувствует тебя и преподносит совершенно непредвиденные сюрпризы. Ты трудишься в полную силу и проклинаешь тот час, когда решился сюда приехать. В тебе постоянно кипит адреналин. Пройдя перевал, ты чувствуешь себя настоящим мужчиной.

Два часа карабкаемся по крутым склонам, надеваем полный комплект всего имеющегося у нас снаряжения и выходим на ледник. Первые неуверенные шаги в "кошках", обход глубоких трещин, заглядывая в которые, ты чётко осознаешь, что тебе туда не надо, подъём к бергшрунду, мысли с надеждой, что вон те камни свалятся сверху не сегодня.

Бергшрунд - огромная ледовая трещина, которая образуется на перегибе ледника. Она - неизменная спутница любого ледового перевала. Глядя на неё, хочется домой.

Перед нами теперь уже ледовая стена. На каждом перевале нужен "камикадзе" - это тот, кто пойдёт первым на подъёме - навесит верёвки для всей группы или на спуске - скинет их вниз и будет спускаться, полагаясь только на самого себя.

"Камикадзе" - японский лётчик-смертник.

У нас три верёвки по 50 метров и пять ледобуров, а ледовая стена - 450 метров, необходимо навесить девять верёвок. А это означает, что девять раз "первый" будет испытывать свою судьбу, изо всех сил втыкая передние зубья "кошек" и ледорубы в плотный, как бетон, лёд, прокладывая всем путь наверх среди этого ледового хаоса. Это означает ещё и то, что девять раз шесть оставшихся человек будут проверять прочность верёвок и напрягать ледобур, по самые гланды вкрученный в тело ледника. Семь часов утомительной работы, нервного напряжения, смелости и выносливости - всем этим угостил нас "Таймений" - один из самых красивых перевалов на нашем маршруте.

Как ни спешили, мы не успели вернуться в лагерь засветло, и следующий перевал "Норильчан" подарил нам ночёвку под открытым небом. Все уже давно хотели пить и за пол кружки горячего какао, выпитого под открытым небом на самом верху хребта под луной, каждый из нас готов был отдать по тысяче баксов.

Баксы - заграничные деньги.

Перевал "Раздельный" был "лёгкий" - всего лишь три верёвки дюльфера по 50 метров каждая. Зависая на верёвке над пропастью, ты молишь Господа о том, чтобы верёвка выдержала. И так - три раза. "Последние" снимали верёвки с попеременной страховкой, нецензурно отзываясь о состоянии склонов и сложности пути.

Озеро Поперечное - голубое и прозрачное. Мы - внизу, стоим на берегу и, глядя на перевалы, которые только что покорили, наслаждаемся красотой ледников и вершин.

Перевал "ГАГПИ". "Лёгкий", через полчаса все спустимся!" - по неосторожности сказал я и стал спускаться вниз, протягивая три перильные верёвки. Перевалу очень не понравилось такое о нём ошибочное мнение, и он не на шутку разозлился: стал кидаться вниз камнями, которые, разгоняясь, уже через несколько метров достигали скорости 60 км/час; ледобуры не хотели закручиваться в лёд; внизу показался огромный бергшрунд, куда улетало с грохотом всё, что падало сверху. Вдобавок ко всему, все три верёвки не достали до безопасного места, пришлось спускаться 20 метров без страховки. Дождавшись, когда я окажусь на краю трещины вместе со своим рюкзаком, перевал прицельным огнём обрушил на меня, как торпеды, две огромные глыбы. Выбежав из зоны обстрела, я с грустью наблюдал, как они, набирая скорость, неслись к моему рюкзаку, где лежали все деньги на обратную дорогу. Пролетев с двух сторон, глыбы с огромным грохотом улетели в трещину бергшрунда. В завершение, небольшой камень, как бы извиняясь за промах, больно шлёпнулся в клапан рюкзака, где лежал новый фотоаппарат. "Тысячу раз прошу у тебя прощения за то, что я сказал, что ты лёгкий!" - заорал я. Камнепад мгновенно прекратился и остаток спуска прошёл без "ЧП", не считая того, что двое "последних", снимая верёвки, слишком долго были вынуждены находиться в опасном кулуаре.

На "ПГПИ" пойдёшь - без страховки не пройдёшь,
На "Таймений" пойдёшь - одного потеряешь,
На "ГАГПИ" пойдёшь - никого не найдёшь.
(из грустной сказки)

Озеро Дорашколь - красивейшее высокогорное озеро Алтая. Его протяжённость 1,5 км. Сильно напрягаясь, мы прошли его за 3 часа.

ЗАГАДКА: почему так долго вдоль озера Дорашколь шла группа туристов из Карелии в начале сентября 2003 года?

Подсказка:
скалы, глыбы, подъёмы, спуски;
скалы, глыбы, подъёмы, спуски;
скалы, глыбы, подъёмы, спуски;
скалы, глыбы, подъёмы, спуски;
и т. д. и т. п.

К перевалу Восточный Капчальский ведёт пологий ледник, не считая очень утомительных подходов. К вечеру погода резко ухудшилась. Пришлось разбить лагерь прямо на леднике. Главное в горах при установке лагеря, чтобы, пока ты спишь, сверху не прилетело твёрдое инородное тело.

Лагерь на леднике - палатки, установленные на ровной площадке, в них обустроена спальная комната из спальных мешков и ковриков, с отдельным помещением для кухни, в которой пахнет бензином. В углу оборудовано место для хранения завещания родным и близки о том, кому будет принадлежать уцелевшее снаряжение и вещи. (В лесной безопасной зоне дополнительно возможно оборудование туалета, выгребной ямы, мест для сидения, места для курения и складирования сухих дров, которые тебя обогреют и высушат).

Погода окончательно испортилась. Мы лежим в палатке. Ураган, налетающий на палатку, который час испытывает её прочность. Мы одни посреди ледника, никто нам не поможет. Мы даже не знаем, стоит ли рядом соседняя палатка, но это уже и не важно. Иногда наш маленький капроновый домик ветром полностью валит на землю и, кажется, что мы уже летим вместе с ним вниз. Хорошо, что прикрутили палатку ледовыми крючьями к телу ледника. Если её повалит окончательно и порвёт, мы будем один на один с ледяным ураганным ветром. Остаётся только лишь ждать рассвета и, вспоминая картину Айвазовского "Девятый вал", молить Матерь Божью о пощаде.

С рассветом ветер не стих, но мы перебороли трудности. Надев на себя ледяные ботинки и пристегнув к ним обледенелые ремни "кошек", собрав рюкзак и даже позавтракав, двинулись на перевал. Непогода, убедившись, что нас не сломать, дала отбой и уже через два часа из-за тёмных, тяжёлых туч выглянуло солнце.

"Кошки" - стальные, прочные когти, которые пристёгиваются к ботинкам. Они надёжно удерживают на льду альпиниста, туриста и начинающего фигуриста.

Перевал неожиданных сюрпризов нам больше не преподнес. Мы спустились в долину Катуни, пройдя мимо участка настоящего хаоса камней и льда. Впечатление такое, что это огромный кусок теста с дырочками, которое кто-то всё истыкал разными гигантскими предметами, а потом ещё и избил, выборочно нанося удары молотком.

Завтра праздник - несложный перевал "Среднее седло". А сегодня - "Господи, как хорошо ночевать в долине, когда рядом есть костёр!"

Назавтра праздник не состоялся, его испортил утомительный, 3-х часовой, очень крутой подъём по траве, оступился - всё начинай сначала. За перевалом - Казахстан, мы чувствовали себя нарушителями границы, особенно с неоформленными документами. В таком напряжении нам предстояло пройти три дня, пока не уйдём за очередной перевал. В оставшееся светлое время дня успели до дождя дойти до Нижнего лагеря - бывшей турбазы. В большой шикарной избушке мы обогрелись, высушили одежду и переночевали в тепле.

Пройдя экватор нашего пути, мы повернули домой. Впереди остались самые сложные перевалы.

Мы дошли до подножья перевала "Цирк" - самого сложного на нашем пути. Аккуратно поднявшись по крутому склону, мы оказались наверху. Нас накрыл густой туман. Пришлось на этой верхотуре, на высоте 3000 метров устанавливать палатки. Ветер усилился. Ночью пошёл снег. Он добросовестно засыпал горы, ледники и трещины, которые придётся теперь искать на ощупь. Здесь надо сделать небольшое отступление о погоде на нашем маршруте.

Первую половину похода было жарко. Солнце растопило снег на всех ледниках, оставив только плотный, как железобетон, лёд. Камни на склонах оттаивали и с удовольствием сыпались вниз. Проходить ледовые перевалы было невообразимо трудно. Там, где кто-то раньше проходил пешком, нам приходилось крутить ледовые крючья и царапаться об лёд "кошками" и ледорубами. Но зато днём было тепло и уютно. Вторую половину похода мы с лёгкостью проходили ледовые перевалы, но с трудом боролись с холодом и сыростью.

Ледобур - он же ледовый крюк. Ледоруб - предмет, который альпинист держит в руках и рубит им ступени или освобождает бутылку от пробки.

Утром наши мужественные парни нашли скальную полку, где не дул ветер и съехали от нас. Наша палатка полдня упиралась, но, следуя настоятельным предложениям наших друзей, тоже перебралась к ним. Ночь прошла более спокойно. Все даже с удовольствием попели песни под гитару. Кстати о гитаре. В поезде все участники похода поклялись, что гитара будет звучать каждый день хотя бы по 25 минут. И она звучала каждый день!

Утром туман потихоньку стал спадать, ветер в нашем укрытии особо не доставал. Решили спускаться вниз. Спускались 7 часов; навесили 750 метров перил; все побывали в роли "камикадзе" (см. выше, он же "последний"). Находясь в очереди на спуске, мы неоднократно почувствовали себя мороженой треской. Больше всего досталось "последним". Нелестно отзываясь о камнях, зацепках, скользком и крутом склоне, друзьях и товарищах, они, снимая верёвки, шаг за шагом продвигались вниз к заветной цели.

Спущусь ещё 150 шагов и посмотрю вниз. - Жуть, какая! - Нет, ещё спущусь 300 шагов, а потом посмотрю вниз. Только бы не прилетел сверху камень, и подо мной не сошла лавина. (из мыслей "последнего")

До конца маршрута нам ещё два перевала и две ночевки на леднике, со всех сторон нас окружает белое безмолвие. За 15 дней пути мы ещё не встретили ни одного человека. У нас заканчивается бензин. Ботинки и рукавицы "стоят колом".

"Турист" - (один из сложных перевалов) нам дался, на удивление, без особых проблем, за исключением того, что мы с трудом нашли и выдрали из-под снега записку. Снег, засыпавший склоны, сделал своё дело.

На каждом перевале есть тур, где группа, прошедшая перевал, оставляет в банке записку, сообщая о себе важную информацию: кто, откуда, куда, сколько, когда, зачем. Снятая записка - доказательство того, что этот перевал тобой пройден. Её никогда не подделать, потому что она почти всегда в шоколаде, помаде и слезах.

Последняя ночёвка на леднике подарила нам, кроме сильного мороза, и ещё более промороженных ботинок, пейзаж гор, освещённый лунным светом, и свежие следы человека, прошедшего здесь накануне.

Последний перевал, также как и предыдущий, не стал преподносить нам серьезных испытаний и отпустил с Богом за все наши лишения, за добросовестный труд, веру в свои силы, мужество и волю к победе.

После прохождения последнего перевала Титова, нас охватил всплеск эйфории от удачного прохождения всех перевалов. И хотя до финиша ещё далеко, мы уже стали праздновать победу.

А что было потом? Прощальный обед с видом на Белуху на высоте 3000 метров, первый лесной костёр после 5-ти дневного пребывания на ледниках, первая корова, первый человек, первая машина, баня, кружка пива, мороженное, звонок домой, первая встреча с родными, первое фото и первое землятресение на Алтае за последние 100 лет.

Белуха - высшая точка Горного Алтая, высота - 4506 метров над уровнем моря. Коммерческий подъём на Белуху стоит 300 долларов без гарантии восхождения на вершину и возвращения обратно.

В завершение хочется сказать всем, кто проникся идеей здорового авантюризма, кто лёгок на подъём, кому нечего терять, чья душа подчиняется законам романтики, советую найти какое-либо другое занятие и никогда не ходить на Алтай! Здесь горы диктуют свои правила, и за ошибки идёт самый жёсткий расчёт.

Серёгин Андрей - руководитель похода.

Статьи о путешествиях


Молодёжный клуб "Спутник", Карелия, г.Петрозаводск,
Телефоны: (814-2) 77-08-38, 8-921-222-74-12,
E-mail: molod.klub@onego.ru

Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100