О клубе Активный отдых в Карелии О Карелии Спортивный туризм Размещение Главная

◊  Отчеты о походах
◊  Методические материалы
◊  Снаряжение для походов
◊  Статьи о путешествиях
◊  Подготовка кадров спортивного туризма

 
Школа подготовки инструкторов
Карта сайта

Пояснительная записка

Программа подготовки кадров в спортивном туризме (базовый уровень).

(опубликована в журнале "Русский турист", выпуск 7, 2001г)

Варианты билетов

1 Общая подготовка
1.1
Туризм, природа, право.
Роль туристских кадров в развитии массового спортивного туризма и туризма России. Гид-проводник основное профессиональное связующее звено всех активных видов туризма. Охрана природы - одна из главных обязанностей граждан. Необходимость воспитания бережного отношения к природе. Направления воспитания: природоведческое, нравственное, эстетическое, историческое.
Значение сбалансированности природных мероприятий. Природа как единое целое. Виды природоохранной пропаганды. Законы об охране природы, охоте и рыболовстве. Роль туристских групп в охране природы. Формы участия туристов в охране природы, пропаганде охраны природы. Памятники природы, истории и культуры, в том числе охраняемые государством. Природные объекты России, включенные в список всемирного наследия.
Воспитательное и эстетическое значение памятников природы, истории и культуры. Рекреационная нагрузка на наиболее популярные направления туристских потоков. Регулирование нагрузки. Охраняемые территории, заповедники, охранные зоны, заказники.
права и обязанности администраций. Случаи нарушения прав туристов. Взаимодействие с местными администрациями.
Правовые основы туристской деятельности: Женевская конференция по правам человека. Определение Юнеско туризма. Конституция РФ. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999г. Федеральный закон об основах туристской деятельности в Рос¬сийской Федерации от 24.11.1996г. Федеральный закон «О правах потребителей». Гражданский кодекс.

1.2
История развития туризма в стране.
Организационные основы спортивного туризма на современном этапе. Туристско-спортивный союз России. Этапы развития мирового туризма и их характеристики

1.3
Основные руководящие материалы по спортивному туризму.
Положение о подготовке кадров в спортивном туризме Российской Федерации. Категории кадров. Основные принципы и требования, предъявляемые к системе подготовки кадров. Организация и проведение учебных мероприятий. Порядок присвоения званий. Права и обязанности кадров спортивного туризма.

1.4
Структура и деятельность общественных ТСО, туристских клубов и турфирм.
Положение о маршрутно-квалификационной комиссии, ее роль в подготовке туристских кадров, порядок создания, полномочия. Права и обязанности МКК.Организация работы МКК по проверке готовности группы перед выходом на маршрут по документам (проверка опыта участников и руководителя похода, определение знания маршрута группой, проверка качества документации и картографического материала), на местности (проверка практических умений и навыков, физической подготовленности участников и руководителя похода, проверка наличия и качества группового и личного снаряжения). Определение умения группы правильно действовать в различных походных условиях и ситуациях.
Основы функционирования турфирм, формы собственности.
Федеральный Закон об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, частных предприятиях, закон об общественных объединениях. Туристское разделение труда: туропреаторы, турагенства, консолидаторы, производители туристских услуг, средства размещения, транспортные организации. Договорные отношения в туристской деятельности. Договор между турагенством и туроператором. Договор между турфирмой и туристом, путевка, ваучер. Договор между турфирмой и гидом-проводником

1.5
Туристские возможности родного края.
Памятные места, музеи, заповедники, природные объекты. Рекомендуемые экскурсии, прогулки, маршруты походов и туров. Рекреационные возможности родного края. Литература.

1.6
Общественно-полезная, краеведческая деятельность. Наблюдения в походе.
Агитация и пропаганда туризма в печати, по радио, на телевидении.
Краеведческий обзор родного края. Устная и печатная пропаганда краеведческих материалов, использование их в разработке туристских маршрутов и экскурсий. Виды простейших наблюдений. Природные условия: атмосферное давление, температура и влажность воздуха, ветер. Признаки устойчивой и ясной погоды и перемены ее на ненастную и наоборот. Признаки приближения грозы. Предсказание погоды по местным признакам. Виды облачности.

1.7
Научно-спортивная деятельность, организация экспедиций.
Туристское освоение района и обеспечение будущих групп и турфирм информацией. Разработка маршрутов туристско-спортивных туров. Сбор данных для проектирования рекреационных объектов и туруслуг.

1.8
Виды туризма, их особенности и перспективы развития
Туризм выездной, туризм внутренний, туризм социальный, туризм самодеятельный (спортивно-оздоровительный), экскурсии, детско-юношеский туризм, семейный туризм, туризм пожилых людей, туризм для лиц с ограниченными возможностями, оздоровительный туризм, агротуризм, активный туризм, экотуризм, приключенческий туризм и другие.
Виды туризма, включенные в Единую Всероссийскую спортивную классификацию:
Пешеходным туризм. Лыжным туризм. Горный туризм.
Водный туризм. Особенности вида. Районы походов, реки, препятствия (пороги, каскады порогов, шеверы, каньоны, водопады, завалы, заломы, прижимы). Средства сплава (каяки, байдарки, катама¬раны, лодки, рафты, плоты, честеры, карабубели и т.д.)
Велосипедный туризм. Особенности вида (протяженные маршруты, движение группой, умение обслуживать и ремонтировать велосипеды, движение по тропам и бездорожью, включение в маршруты категорированных препятствий, переправ, специальное снаряжение для велопоходов).
Парусный туризм. Особенности парусного туризма. Характеристика водоемов для парусного туризма. Препятствия: волны, течение, мели, камни, природные явления: ветер, штиль, дождь, гроза. Виды парусных судов, особенности их вождения. Взаимодействие с ГИМС. Особенности классификации парусных маршрутов. Особенности ориентирования. Использование приборов Джи Пи Эс.
Комбинации видов туризма. В спортивном туризме наиболее часто встречаются комбинации водных и пешеходных маршрутов и туров на подходах. Связки рек, комбинации горных или пешеходных маршрутов с водными, комбинации водного похода и конной (на оленях) заброски к началу маршрута. Наиболее известные достижения: комбинация лыжного и водного маршрута. Примеры комбинации других видов туризма. Конно-водные туры, водно-пешеходные туры, конно-водно-спелео туры. Наборные туры: авто, водный, конный, пешеходный, спелео и горные виды. Составные туры -завершение одного тура, начало следующего. Пограничные виды спорта: альпинизм, горовосхождекие со спуском на горных лыжах, досках, парапланах, скалолазанье, ледо-лазанье. Свободные путешествия, автостол. Особенности автостопа. Достижения российских туристов. Кругосветные путешествия.

1.9
Классификация участков природной среды, естественных и искусственных препятствий, туристских маршрутов
Препятствия и способы их преодоления. Характер естественных препятствий на маршруте. Объективные характеристики трудности препятствий. Обстоятельств, усложняющие препятствия. Составление паспортов на препятствие.
Техника движения на лыжах. Лавинопасность. Техника и тактика преодоления лавиноопасных склонов. Виды лавин. Поиск засыпанного лавиной.
Реки. Расход воды, уклон, динамика водного потока, элементы русла, пороги, каскады порогов, шеверы, прижимы, перекаты, завалы, заломы, каньоны, водопады, расчески, камни, плотины, водозабор, запани. Типы и элементы долин. Выбор пути. Прохождение препятствия. Береговые разведки. Техника гребли. Зачаливание, маневрирование. Страховка - виды (с берега, с воды). Личное и групповое страховочное и и другое специальное снаряжение для водных походов. Особенности сплава во время паводка. Переправы. Выбор места. Организация переправ. (Стенка, перила, бревно, навесная с использованием переносных средств сплава). Страховка на переправах.
Тайга. Техника движения. Снаряжение. Болота - характеристики, техника движения, снаряжение.
Классификация маршрутов. Единая Всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов (ЕВСКМ). Принципы, требования и технология классификации. Походы вы¬ходного дня, некатегорийные и категорийные походы. Пути определения категорий сложностей маршрутов по качественным и количественным характеристикам и путем сравнения с «Перечнем классифицированных спортивных маршрутов» и перечнями локальных препятствий, перевалов, вершин, пещер. Основные показатели, определяющие категорию сложности похода: вид, количество, разнообразие и категория трудности препятствия. Требования к категорийным походам - нормативная продолжительность, нормативная протяженность маршрута. Видовые классификационные требования. «Методика категорирования пешеходного маршрута». Лыжный туризм - «методика категорирования лыжных маршрутов» и эталонные маршруты. Водный туризм - по перечню и набору локальных препятствий из «Перечня...» Велотуризм «методика категорирования велосипедного маршрута». Парусный туризм - по характеру водоема, наибольшему удалению, от берега, разрешенной скоростью ветра в м/с.
Классификация СПТ:
  1. Отдых на стационарных объектах туризма (турбазы, приюты, гостиницы) в природной среде (без активных походов).
  2. Экскурсионно-познавательный туризм в природной среде (без активных походов).
  3. Детско-юношеский - по России и за рубежом.
    • Стационарный отдых без активных походов - детские оздоровительные лагеря (ДОЛ).
    • Экскурсинный
    • С активными маршрутами.
    • трудовые лагеря.
  4. Активный массовый спортивный туризм (туры на маршруты I-III категории сложности по России и за рубежом).
  5. Экстремальный спортивный туризм (туры на маршруты IV-V категории сложности по России и за рубежом).
  6. Экстремальный, экзотический туризм (экспедиции и туры в труднодоступные зоны России и за рубежом, туры на маршруты IV-VI категории сложности).
  7. Сочетание разных классов.

2
Специальная подготовка.
Организация и проведения спортивных походов (СП), Спортивных туров (СПТ) и путешествий (П).

2.1
Правила организации и проведения СП, СПТ.
Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника. Контроль маршрутно-квалификационными комиссиями (МКК) этих правил. Общие положения. Формирование туристской группы. Требования к ее участникам и руководителю. Определение категории сложности туристского похода. Права и обязанности руководителя и участника похода. Разбор случаев нарушения туристами «Правил». Маршрутная книжка и маршрутный лист, порядок их заполнения. Присвоение спортивных званий и разрядов. Действующие нормативы, порядок присвоения. Специфика утверждения . СПТ в МКК.

2.2
Организация, подготовка и проведение СП, УТП,СПТ и П.
Определение целей похода; выбор района, времени и маршрута в зависимости от подготовки и туристского опыта группы. Психологические аспекты подбора группы. Распределение обязанностей. Сбор сведений о районе. Разработка маршрута, графика движения, материального обеспечения и сметы. Особенности разработки аварийных вариантов. Обеспечение снаряжением, медаптечкой и продуктами питания. Особенности подготовки, объем предпоходных тренировок, требования по обеспечению безопасности, специальный набор продуктов, снаряжения и медикаментов, использование забросок, планирование цикла акклиматизации, обязательность схоженности и психологической совместимости участников, дублирование руководства и обеспечение надежной связи, необходимость медицинского контроля участников похода. Оформление путевых документов, утверждение маршрута в МКК и сообщение в ПСС и МКК о выходе и завершении похода. Особенности подготовки учебно-тренировочного похода как мероприятия учебного и спортивного. Требования к учебно-тренировочному походу: повышенная надежность организации мероприятия (четкость, слаженность, образцовость); повышение требования к организации безопасности; взаимная подстраховка учебно-спортивных групп и их взаимодействие, постоянное сочетание обучения и спортивного прохождения. Организация выездной МКК. Особенности организации туристско-спортивного тура. Подготовка маршрута, экспедиция по разработке. Маркированный маршрут на регулярных турах. Документация: паспорт маршрута, памятки туристу, памятка по безопасности на туре, описание маршрута, каталог, буклет, прайс-лист. Регулярные туры, индивидуальные туры. Разделение труда при организации и проведении тура.

2.3
Снаряжение.
Основные общие требования к снаряжению: малый вес и объем, хорошая теплоизоляция, прочность, непромокаемость, удобство пользования, эргономичность, гигиеничность, надежность в работе. Главные эксплуатационные качества. Выбор снаряжения в зависимости от характера маршрута. Подгонка снаряжения, укладка и носка. Ремонт, ремонтный набор, уход за снаряжением и его хранение. Демонстрация снаряжения и приемов его использования. Средства связи. Организация обмена технической информацией по новым образцам снаряжения. Основные виды снаряжения: групповое, личное, бивачное и специальное (для обеспечения страховки и самостраховки, основное, характерное для каждого вида туризма и типа препятствия).
Особенности снаряжения в туре. Бивачное снаряжение: качество, максимально возможные удобства, комфорт, эстетические качества от костровых решеток до биотуалетов. Специальное снаряжение. качество, надежность, исправность, удобство комфорт, эстетические качества, использование промышленного фирменного и импортного снаряжения, наличие паспортов и сертификатов.

2.4
Питание
Значение правильной организации питания в походе. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требование к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Совместимость продуктов. Составление меню и раскладка продуктов. Учет их расхода. Способы термообработки пищи. Достоинства и недостатки каждого из них. Сбережение продуктов в пути. Различные способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки. Основы выпечки мучных изделий. Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений. «НЗ» продуктов и «карманное питание». Отличие организации питания в СПТ. Уровни обслуживания туристов: VIP-обслуживание персональное - (сопровождающей тур ставят палатки, готовят пищу, заранее согласовывается меню и т.п.)
Усиленное среднее - гиды-проводники и стажеры готовят пищу, туристы помогают заготавливать дрова и т.п.)
Простое - (туристы сами готовят пищу, моют посуду, ставят палатки, заготавливают дрова и т.п.).

2.5
Топография и ориентирование на местности.
Значение топографии и ориентирования для туристов. Карты, используемые в спортивных походах. План, схема, кроки местности. Основные условные обозначения. Чтение карты и составление схемы маршрута.
Изучение местности по карте. Выбор и описание по карте оптимального пути, определение характеристик рекКомпас. Ориентирование карты, способы определения точки стояния. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных предметов. Определение сторон горизонта по местным предметам, часам и солнцу. Азимут. Подготовка данных для движения по азимуту. Движение по азимуту днем (ночью) и в условиях ограниченной видимости. Способы выдерживания заданного направления движения. Место руководителя группы или участника, ведущего группу по азимуту. Обход препятствий.
Особенности движения с картой и компасом по лесистой местности, в тумане и темноте. Восстановление ориентировки в случае ее потери. Ориентирование в горном походе. Непрерывное наблюдение за маршрутом всеми участниками, привязка к местным предметам в отдельные моменты видимости, использование двух точек наблюдения. Специфика ориентирования в водном походе. Способы определения пройденного расстояния. Ориентирование по притокам, характерным препятствиям, береговой и орографической обстановке. Лоцманская схема реки. Ее необходимые элементы. Схема и описание порога. Основы глазомерной съемки порога, применение компаса. Условные обозначения схем порогов. Признаки приближения порога.
Методы обучения умению работать с картой в помещении и на местности. Топографический диктант, основные правила его составления. Приемы обучения ориентирования на местности. Способы контроля эффективности обучения.

2.6
Стратегия спортивного похода УТП, СТП, П.
Понятия «стратегия» похода.
Особенности стратегии учебно-тренировочного похода, вытекающие из учебной направленности. Особенности стратегии спортивных туров. Основные стратегические приемы заложены при разработке маршрута и обкатаны в процессе работы. Основная стратегическая задача - безопасное прохождение тура при максимально возможном удовлетворении ожиданий туристов. Четкое исполнение графика движения, ритма движения и распорядка дня. Стратегия экспедиций, ее особенность с учетом сочетания исследовательских и спортивных целей. Роль руководителя экспедиции и руководителя группы. Составление стратегических планов спортивных и учебно-тренировочных походов, спортивных туров.

2.7
Тактика похода СП, УТП, СПТ, П.
Понятие «тактика» похода.
Планирование дневного перехода: график движения, распорядок дня, выбор места бивака. Организация дневных переходов в различных условиях местности и погоды с учетом физического и морального состояния участников. Подве¬дение итогов дня и выработка плана действий на следующий день. Корректировка графика и маршрута движения с учетом реальной обстановки. Выбор времени суток для движения в зависимости от метеоусловий. Планирование и уточнение плана преодоления сложного участка: оценка обстановки и характера препятствия, выбор безопасного и рационального пути движения, определение порядка движения, мер страховки и самостраховки, а также возможных действий в экстремальных ситуациях. Наличие факторов, обязывающих отказаться от преодоления препятствия. Обязанности направляющего и замыкающего. Место руководителя.
Особенности тактики учебно-тренировочного похода. Роль старшего гида-проводника, взаимодействие гидов-проводников между собой и стажерами.

2.8
Техника движения и преодоление препятствий.
Значение техники преодоления препятствий в обеспечении безопасности похода. Особенности техники пешеходного туризма. Особенности техники лыжного туризма. Особенности техники передвижения в водном туризме. Гидрологические характеристики реки. Судно в потоке. Учет гидродинамических основ управления судном. Техника выполнения гребка в потоках различного характера. Положение корпуса гребца при гребке. Основные технические приемы управления судном и их применение при прохождении различного рода препятствий. Использование струи при управлении. Отчаливание и причаливание на различных участках. Способы торможения судна. Техника использования весла, камней, береговых выступов и структуры потока для торможения и управления судном. Учет главных закономерностей динамики речного потока. Техника гребли и управления судном в сложных препятствиях с вертикальными и горизонтальными циркуляциями, пульсациями потока, сбоями струй, валами и другими неупорядоченными течениями, а также в условиях сильной аэрации потока. Техника управления рафтами и многоместными средствами сплава, постановка рафта на киль.
Методика обучения техническим приемам преодоления препятствий, показ правильных приемов, разбор ошибок. Моделирование сложной обстановки при обучении. Использование соревнований по технике туризма для обучения технике и контроля усвоения технических навыков.

2.9
Привалы, ночлеги и необходимое снаряжение.
Назначение привалов, их периодичность и продолжительность в зависимости от протяженности дневного перехода, рельефа и характера местности, снежного покрова, погоды, температуры, направления и силы ветра, физического и морального состояния участников. Факторы, влияющие на выбор места бивака. Методы организации работ при разбивке бивака в зависимости от погоды, наличия светлого времени и состояния участников. Меры предосторожности и безопасности во время бивачных работ и отдыха в палатке с печкой или под заслоном, при сушке одежды, приготовлении пищи на костре или примусах и др. Внешний вид бивака. Сохранение природы: недопущение порубки живых деревьев и устройств настила из лапника, кроме экстремальных условий, например, утрата палатки и т. д. Снятие с бивака. Типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метеоусловиях. Ночлег в лесу с заслоном и костром «нодья». Устройство заслона из подручных средств, а также с использованием полиэтилена или полотнища. Различные виды костра «нодья» и поддержание его равномерного горения. Меры предосторожности. Требование к месту ночлега с точки зрения безопасности и комфорта. Защита от насекомых и змей. Хранение снаряжения и топлива. Особенности ночевок на берегах равнинных и горных рек, больших открытых водоемов. Ночлег и этика поведения в населенном пункте.
Особенности организации биваков СПТ. Использование подготовленных площадок, свобода выбора места установки палатки. Наличие двух костров. Удобство и комфорт: защита от осадков. Обустройство бивака: столы, сиденья, утилизация мусора. Охрана бивака.

2.10
Анализ несчастных случаев.
Поражающие факторы. Действия руководителя и участников приведших к несчастному случаю. Тактические и технические ошибки, в том числе: Плохая физическая и морально-волевая подготовка, недисциплинированность руководителя и участников, недостаточный опыт и авторитет руководителя, слабое знание района и условий проведения похода, переоценка своих возможностей, резкое изменение метеорологических условий, недостаточный контроль и самоконтроль при низких температурах и сильном ветре, плохо подготовленное снаряжение, незнание приемов оказания первой помощи при травмах и заболеваниях и т.д. Реальная авария - следствие сочетания влияния нескольких неблагоприятных факторов при решающей роли некоторых из них.

2.11
Обеспечение безопасности.
Страховка и самостраховка. Безопасность по каждому виду туризма - основное требование к походам. Опасности явные и мнимые. Возрастание роли неблагоприятных факторов с увеличением сложности похода. Причины, вызывающие аварии: зависящие от самого человека, от его промахов и заблуждений (недостаточная дисциплина, пренебрежение правилами путешествий, низкое общественное сознание, незнание или неправильное применение приемов техники передвижения и страховки, границ применения этих приемов, тактические ошибки и недостаточный тактический опыт, индивидуальная предрасположенность к авариям в зависимости от уровня психологической, физической подготовки и состояния здоровья участников); непосредственно не зависящие от воли человека и создающие объективные условия для аварий (маршрут как источник опасности, нехватка или отсутствие снаряжения).
Организация страховки на водном маршруте. Страховка с берега, с воды. Виды страховки, живец, страховочное судно, кораблик и т.д. Меры предупреждения опасности и обеспечения безопасности при проведении походов и экспедиций. Необходимость комплекса защитных мероприятий организационного, технического, воспитательного и учебного характера. Коллективная выработка решений в сложных и экстремальных ситуациях и ответственность каждого за всех. Право руководителя на окончательное решение.
Особенности обеспечения безопасности на СПТ.
Инструктаж по технике безопасности с росписью в журнале. Памятка по безопасности. Памятка гиду-проводнику о действиях в ЧС и при возникновении несчастного случая. Обучение техническим приемам перед выходом на активную часть тура. Срабатывание экипажей, качественное снаряжение. Подбор и обучение гидов-проводников. Проведение маркировочного похода. Повышение квалификации гидов-проводников. Выбор мест для купания и обеспечение безопасности при купании.

2.12
Медицинское обеспечение похода и доврачебная медицинская помощь в походе.
Врачебный контроль и самоконтроль. Особенности медицинского обеспечения похода. Комплекс мер. Необходимость и недостаточность каждого мероприятия в отдельности. Организация медицинского самообслуживания в группе. Обязанности участника, ответственного за медобслуживание. Личная гигиена туриста в походе. Уход за телом. Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Правильный режим работы и отдыха в походах.
Причины, признаки, первая помощь (лечение при кровопотере, асфиксии, травматическом шоке, поражении молнией, ожогах, снежной слепоте, обморожениях, охлаждениях (замерзаниях), закрытых и открытых повреждениях черепа, переломах, повреждениях позвоночника, живота, таза, ранения внутренних органов растяжениях, разрывов связок, вывихах, ранах солнечных и тепловых ударах, горной болезни острой сердечно-сосудистой недостаточности воспалении легких и ангине, острых гастритах отравлениях, укусах ядовитых змей и насекомых, кишечных расстройствах, острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости. Проведение искусственного дыхания способами «рот-рот» и «рот-нос». Остановка кровотечения жгутом. Наружный массаж сердца. Техника подкожного вспрыскивания (инъекции) лекарственных препаратов. Организация транспортировки пострадавшего на длительные расстояния.
Особенности медицинского обеспечения СПТ. Включение в памятку пунктов, посвященных здоровью, действиям при отклонениях рекомендаций по наличию собственной аптечки. Медицинское страхование туристов в СПТ. Договор со страховой компанией. Порядок заполнения полиса.

2.13
Вопросы выживания в экстремальных условиях.
Возможные экстремальные ситуации в походах и их характеристика: болезнь участника, отставание участника, дисгармония взаимоотношений в группе, утрата (выход из строя) важного общественного или личного снаряжения или продуктов питания, потеря ориентировки, отставания от запланированного графика движения, жесткие условия погоды, физическое и моральное перенапряжение участников и др.
Пути и способы выхода из создавшихся напряженных и конфликтных ситуаций. Тактические приемы и различные варианты действия лруппы, в зависимости от характера ситуации. Ответственность руководителя (ситуативного лидера) и участников, решительность и настойчивость их действий в борьбе за сохранение жизни всех членов группы.
Действие участника, отставшего от группы. Условия, в которых участник может остаться один. Умение преодолеть чувства безысходности и отчаяния. Действия с целью отыскания группы. Выполнение осмысленной и полезной работы робинзонов и школ выживания.

2.14
Организация и проведение поисково-спасательных работ и транспортировка пострадавшего.
Единая Государственная система обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Организация поисковых групп и спасательных отрядов. Тактика поисково-спасательных работ. Составление плана взаимодействия спасателей. Спасательные работы с помощью подручных средств. Переноска пострадавшего с помощью подсобных средств. Организация поисковых работ отставших от группы.

2.15
Обзор районов туризма и УТЛ
Краткая история туристского освоения районов страны, основные туристско-экскурсионные объекты. Особенности разработки СПТ. Углубленные знания истории, географии, этнографии, национальных особенностей, обычаев, легенды, были, байки, тексты экскурсий. Включение экскурсий в туры, осмотр памятников природы, культуры, истории. Посещение музеев, памятных мест, фольклорных, этнографических программ. Взаимодействие с местными экскурсионными бюро.

2.16
Руководитель похода, его ответственность, права и обязанности
Добровольное подчинение туристов выбранному руководителю - основа отношений в туристской группе. «Правила проведения соревнований туристских спортивных походов» как основной закон, регламентирующий аспекты руководства в туризме. Роль руководителя группы на всех этапах подготовки и проведения похода. Принципы управления группой, зависимость метода управления от опыта участников и руководителя. Моральная, административная и юридическая ответственность руководителя и участников группы. Взаимоотношения с местными властями, лесной охраной, рыбнадзором, охотничьей инспекцией. Знание их прав и полномочий, знание собственных прав. Практика разборов аварий и несчастных случаев.

2.17
Отчет о походе. Назначение и роль отчета о походе. Походный дневник
Основные разделы отчета. Приложения к нему. Требование к оформлению отчета. Характерные недостатки отчетов. Классификация и хранение отчетов. Современные методы оформления отчетов, использования компьютерных технологий. Дискеты, СD-диски, Интернет, сайты и библиотеки в Интернете.

2.18
Общая и специальная физическая подготовка туристов
Значение и особенности физической подготовки. Общая и специальная физическая подготовка. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Краткие сведения о строении человеческого организма и функциях его основных органов. Ведущая роль центральной нервной системы.
Задачи общей и специальной подготовки на разных стадиях обучения. Необходимые уровни, принципы и общие методы развития физических качеств. Обеспечение безопасности при занятиях физподготовкой.

3
Методологические основы подготовки кадров спортивного туризма.
3.1
Нормативные документы по подготовке кадров.
Положение о подготовке кадров в спортивном туризме Российской Федерации. Категории кадров. Основные принципы и требования, предъявляемые к системе подготовки кадров. Организация и проведение учебных мероприятий. Порядок присвоения званий. Права и обязанности кадров спортивного туризма.

3.2
Основы педагогики.
Сущность процесса обучения. Взаимность обучения и воспитания. Понятия «знания», «навыки», «умения». Роль инструктора в обучении. Процесс усвоения знаний, навыков, умений. Основные принципы обучения - научность, связь теории и практики, сознательность и активность обучаемых, наглядность, систематичность, последовательность и доступность обучения, прочность усвоения. Индивидуальный подход.
Методы обучения: устное изложение материала, беседа, показ с пояснением, демонстрационный метод, практическое занятие, самостоятельная работа, семинарские занятия.

3.3
Организация и проведение учебных мероприятий
Формы подготовки кадров спортивного туризма. Курсы (школы) и семинары (сборы), их характерные особенности. Структура школы, сбора и семинара. Порядок утверждения в МКК. Финансирование учебного мероприятия. Руководство, его функции. Преподавательский состав, задачи инструкторов. Роль заведующего учебной частью. Инструкторский (тренерский) совет, его работа в условиях допоходного периода и во время УТЛ. Учебное отделение. Организация учебного мероприятия: назначение руководства, обеспечение материально-технической базы, подбор инструкторов, набор слушателей, подготовка учебного процесса, утверждение курсов (семинара), формирование учебных отделений. Особенности организации семинара (сбора) с учебно-тренировочным походом. Внутренний распорядок. формы учебной работы в допоходный период. Учебная работа в учебно-тренировочном походе. Формы и методы самостоятельной работы слушателей. Завершающий период работы курсов (семинара). Учебная документация. Учебная практика слушателей по разработке плана учебного мероприятия и расписания занятий.

3.4
Организация работы преподавательского состава
Преподавательский состав: начальник учебной части, инструкторы (тренеры, стажеры) учебных отделений, лекторы, приглашаемые со стороны. Основная задача завуча - создание единого коллектива преподавателей. Основная задача инструкторов - работа в учебных отделениях, подготовка и проведение теоретических и практических занятий по учебному плану, подготовка и проведение учебно-тренировочного похода. Особенности работы с инструкторами. Помощь в подготовке занятий, контроль их проведения. Работа инструкторского (тренерского) совета. Взаимоотношения руководства школы или семинара с инструкторами и стажерами.

3.5
Подготовка и проведение лекций и бесед
Этапы подготовки: разработка плана занятия, изучение материала, оформление текста. На последнем этапе - распределение материала по плану с соблюдением методических и логических требований. Записи лекций, предварительное чтение, контроль времени. Чтение лекций. Значение формы изложения, поведения лектора, умение установить контакт со слушателями. Зависимость изложения материала от состава слушателей. Подача материала: дикция, темп речи. Значение начала и финала лекции. Виды бесед: вводные, заключающие, беседы-рассказы, беседы-обсуждения, особенности их проведения.

3.6
Подготовка и проведение практических занятий
Методология тренировочного процесса. Виды и формы практических занятий, их зависимость от вида туризма, категорий обучаемых, насыщенности средствами материально-технического обеспечения и т.п. Технология подготовки практического занятия. Цель занятия, его содержание, методы и средства достижения цели. Выбор места и метода проведения занятий. Методическая разработка практического занятия. Ее содержание: тема занятия, место и продолжительность, количество участников, содержание и ход занятия, средства материально-технического обеспечения, литература. Подготовка методических разработок к занятиям по темам учебного плана, взаимное обсуждение и рецензирование методических разработок слушателями. Учебная практика слушателей по проведению занятий с использованием подготовленных ими методических разработок. Организация тренировочного процесса методы и формы его проведения.

3.7
Обучение в учебно-тренировочном походе
Задачи учебно-тренировочного походя (УТП), его отличия от спортивного, особенности построения маршрута. Специфика УТП в различных видах туризма. Разработка УТП, подготовка средства материально-технического обеспечения с привлечением слушателей. Специфические формы обучения в период УТП: регулярные разборы действий учебных отделений, обсуждение препятствий, выбор техники их преодоления. Роль инструктора и стажера в УТП. Особенности работы инструктора в учебном отделении. Основная задача - обеспечение учебного процесса. Использование элементов соревнования между учебными отделениями. Другие формы обучения в УТП. Учебная практика слушателей в проведения занятий в период УТП (обсуждение со слушателями тактики преодоления препятствий, учебные разборы действий отделений и т.д.).

3.8
Воспитательная работа в учебных мероприятиях.
Сущность процесса воспитания. Единство воспитания и обучения. Воспитательное воздействие коллектива. Дисциплина на занятиях. Распорядок дня, организация практических занятий. Значение общих построений, атрибутики (единая форма, эмблемы и т.д.), общего лагеря. Специфические возможности УТП: взаимопомощь учебных отделений, помощь другим туристским группам. Личный пример инструкторов и руководства.

3.9
Вопросы психологической подготовки в туристской группе. Психология малых групп.
Понятие психологического климата туристской группы. Конфликты, причины возникновения, способы их преодоления. Психологическая тактика руководителя группы. Система морально-психологической подготовки: совокупность психологических и этических знаний: личная установка на определенное поведение, выработка соответствующей системы ценностей; выработка навыков, умений, привычек, интуиция в вопросах общения и взаимодействия: контроль и оценка достигнутого результата. Особенности психологии малых групп.
Психологическая подготовка гида-проводника. Ожидание участников СПТ, классификация ожиданий, прогноз путешествия и его влияние на поведение туриста. Первичные группы, авторитарный лидер, демократический лидер. Ролевая структура туристской группы. Конфликтные отношения. Три группы основания конфликта. Приемы преодоления конфликтов в туристской практике. Работа с людьми. Постановка реальных задач. Правильная оценка объекта. Правильная оценка себя и своего влияния на объект. Учет расхождения вероятностных прогнозов ситуации у руководителя и участника. Вероятностный прогноз участника, относящийся к руководителю. Прогноз руководителя в отношении собственной деятельности. Прогноз руководителя в отношении участников. Прогноз участника в отношении его роли в группе. Рефлексия. Выбор оптимального способа воздействия, мотивы поступков, психология влияния через мотивы, оценка чужих действий. Руководитель и самокритика, учет эффекта. Решение психологических задач. Литература по психологии в СПТ.

3.10
Особенности организации работы на турбазе, в яагере и СПТ.
Основные положения по организации туристской работы на турбазе, в лагере и др. Формы туристско-экскурсионной работы: проведение бесед организации консультационной работы. Консультации по вопросам туристско-экскурсионной тематики, обучение элементам туристской техники, прикладным навыкам и умениям, организация и проведение походов и прогулок. Экскурсионное обслуживание. Оборудование и благоустройство маршрутов, мест и ночлегов, приютов.

3.11 Организация экзаменов и зачетов.
Подготовка завершающего периода работы учебных мероприятий. Разработка контрольных вопросов, распределение их по билетам. Специфика контрольных вопросов по темам учебно-методической работы инструкторов. Прием зачетов. Организация приема экзаменов экзаменационной комиссией. Оценка ответов. Зачёт домашних заданий. Итоговое обсуждение. Учебная практика слушателей. Работа в экзаменационной комиссии. Выдача документов об окончании

4
Организация и проведение массовых туристско-спортивных мероприятий.
4.1
Организация и проведение чемпионатов и туриад СП, СПТиП
Виды соревнований СП, СПТ и П. Методика судейства. Организация и проведение соревнований, подведение итогов соревнований. Поиск спонсоров и реклама соревнований и совершаемых СП, СПТ и П. Новые формы проведения соревнований СП, СПТи П (туриада, чемпионат в одном районе и др.).

4.2
Проведение туристских слетов, вечеров, конкурсов.
Главная задача туристских слетов, вечеров и конкурсов - пропаганда туризма, общение людей, обмен опытом, развитие творческих способностей. Положение о мероприятии, план его проведения, смета, выбор места, получение разрешения властей и лесничества, оборудование места. Порядок проведения, информация о его ходе, подведение итогов и награждение победителей. Литература

4.3
Правила соревнований по туристскому многоборью и методика их судейства и проведения
Виды туристских соревнований и их особенности. Основная цель соревнований - проверка тактической и технической подготовки участников, общефизической и специальной тренированности и новых образцов снаряжения в условиях, максимально приближенных к походным. Выбор вида и района соревнований. Положение о соревновании. Судейская коллегия, ее состав, права и обязанности. Порядок проведения соревнований. Методика судейства. Подведение итогов, объявление результатов, награждение победителей.

4.4
Походы выходного дня.
Экскурсии. Поход выходного дня - наиболее массовый и доступный вид туристского похода. Продолжительность, протяженность и число участников. Подразделение на познавательные, прогулочные, тренировочные и соревновательные. Определение цели и района похода. Комплектование группы и распределение обязанностей. Разработка маршрута, подбор картографического материала,составление схемы и графика движения. Оформление маршрутного листа. Смета похода. Подведение итогов похода. Обзорные и тематические экскурсии, их организация.
Организация и проведение экскурсий в СПТ. Знакомство с экскурсионными программами на туре (подготовленными турфирмой). Репетиция на маркировочном туре. Составление технологической схемы собственной экскурсии, подготовка текста. Проведение экскурсии на месте. Посещение памятников природы, архитектуры, истории, культуры, проведение путеводных экскурсий во время трансферов. Знакомство с легендами короткими рассказами, байками, былями, подготовленными турфирмой. Подготовка собственного текста.

5
Вопросы организации и проведения спортивных туров (СПТ). Организация платных услуг в спортивно-оздоровительном туризме. Организация хозяйственной деятельности: проведение полностью или частично оплачиваемых экскурсий, походов, СПТ и путеествий: организация платных мероприятий, образовательных услуг, доходы от оказания посреднических услуг, приобретение и изготовление туристского снаряжения и продажа его.
5.1
Особенности работы гида-проводника.
Гид-проводник - первичное профессиональное звено индустрии туризма. Требования к гиду-проводнику, его ответственность и обязанности. Должностные инструкции гидов-проводников, договор подряда или контракт на выполнение обязанностей. Работа гида-проводника при подготовке к проведению тура. Работа гида-проводника на транспортной части тура (трансфер). Техническая работа гида-проводника на спортивной части тура. Хозяйственная работа. Организационная работа. Снабженческая работа. Сохранение коммерческой тайны и «ноу-хау» турфирмы. Недопустимость ведения переговоров с туристами о частных поездках без участия турфирмы.

5.2
Основы туристского маркетинга.
Понятие маркетинг, составляющие маркетинга в туризме. Туристские услуги. Маркетинг услуг.
Концепция маркетинга в туризме. Уровни маркетинга в туризме. Маркетинговые исследования туристов.
Независимость туриста. Поведение туриста. Факторы, оказывающие влияние на туристов. Факторы среды. Референтная группа. Роль и статус туриста. Личностные факторы. Этапы жизненного цикла. Экономическое положение туристов. Самомнение туристов.
Туристский продукт. Маркетинговые исследования туристского продукта. Структура туристского продукта. Уровни турпродукта. Позиционирование туристского продукта. Жизненный цикл туристского продукта.
Мотивы поведения туристов. Мотивационный процесс. Теория мотивации Фрейда. Теория мотивации Маслоу. Теория мотивации Шварца.
Нормативные документы. Услуги населению. Термины и определения (ГОСТ Р 50 646-94). Туристские услуги. Общие требования (ГОСТ Р 50690-94). Проектирование туристских услуг (ГОСТ Р 50681-94).
Правила сертификации туристских услуг (Постановление Госстандарта России от 31.03.94 № 10).
Проект ЕС/ТАСИС. Профессиональные требования к основным должностям работников туристской индустрии. 1999г.

5.3
Особенности работы с международными группами в турах.
Особенности общения в подготовительном периоде. Организация вызова иностранного клиента (визовая поддержка, разрешение на посещение района). Особенности обслуживания интуристов на СПТ. Повышенные требования к транспорту, четкое соблюдение графика движения, ритма движения, недопущение отклонения о маршрута и изменение маршрута, повышенный комфорт. Национальные особенности питания. Особые условия питания для вегетарианцев. Наличие подготовленного гида-переводчика, качественного снаряжения. Экологическая культура: бережное отношение к природе, четкое исполнение экологических мероприятий.

5.4
Составление смет и калькуляций на услуги и мероприятия.
Особенности составления смет на различные виды услуг и мероприятий.
Примеры расшифровки сметы на школы по подготовке кадров спортивного туризма (аренда помещений, оплата занятий, приобретение и размножение методических материалов, проезд участников к месту начала учебного похода и обратно, провоз багажа, суточные в пути, питание участников в УТП, приобретение медицинской аптечки и хозтоваров, прокат туристского снаряжения). Примеры расшифровки сметы слетов и соревнований (питание, размещение, проезд и суточные в пути, аренда мест проведения мероприятия, транспортные расходы, зарплата работникам нештатного состава, типографские расходы, канцелярские товары, медикаменты, оплата работы медперсонала, прокат снаряжения, расходы на награждение победителей, оплата рабочих, выполняющих временные сооружения, командировочные расходы на поездки для подготовки мероприятия. Основы экономики турфирмы, ценообразование.

Сокращения в программе:
СТО – туристско-спортивные организации
СП – спортивный поход
СПТ – спортивный тур
П – путешествие
УТП – учебно-тренировочный поход
МКК – маршрутно-квалификационная комиссия

Варианты билетов


Молодёжный клуб "Спутник", Карелия, г.Петрозаводск,
Телефоны: (814-2) 77-08-38, 8-921-222-74-12,
E-mail: molod.klub@onego.ru

Rambler's Top100